Чистая прибыль «Яндекса» в минувшем году сократилась на 43% по сравнению с 2014 годом и составила 9,7 млрд руб. ($132,8 млн). Главная интернет-компания России впервые показывает в годовой отчетности падение прибыли с момента выхода на IPO в мае 2011 года.
Снижение чистой прибыли — «бумажное», отмечает пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова, оно обусловлено прежде всего изменением курсов валют. Для оценки реальных успехов и динамики бизнеса «Яндекса» инвесторы смотрят на показатель «скорректированной чистой прибыли», который очищен от влияния ряда «бумажных» факторов, в том числе валютного, отмечает Мелкумова.
Скорректированная чистая прибыль «Яндекса», правда, также снизилась впервые за все время пребывания российской компании на бирже NASDAQ в Нью-Йорке — на 11% по сравнению с 2014 годом — и составила 12,2 млрд руб. ($167,1 млн). Падение прибыли по итогам года обусловлено расходами «Яндекса» на поддержание зарплат разработчиков «на конкурентном уровне», на аренду московского офиса, за который «Яндекс» платит в валюте, а также на рекламные кампании своих сервисов, объясняет Мелкумова. В прошлом году «Яндекс» провел большие рекламные кампании сайта Auto.ru, «Яндекс.Маркета», «Яндекс.Браузера» и «Яндекс.Такси».
Кроме того, падение скорректированной чистой прибыли замедлилось к концу 2015 года, отмечает Мелкумова, в четвертом квартале оно составило только 8%, тогда как в течение года этот показатель снижался в динамике 10–16%.
Сравнивать показатели за 2014 и 2015 годы просто нельзя, потому что 2015 год был крайне тяжелым с точки зрения рекламы, говорит аналитик Sberbank CIB Светлана Суханова. Тому, как «Яндекс» сумел отыграть этот тяжелый год, учитывая их валютные расходы на аренду офиса и зарплаты ключевым сотрудникам, можно «аплодировать стоя», полагает она. Им не только удалось к концу года снизить темпы падения прибыли, но и увеличить динамику роста выручки: если в первом квартале 2015 года она выросла на 13,4% (по сравнению с аналогичным кварталом 2014 года), то в четвертом — на 23%, говорит Суханова.
Выручка российской интернет-компании «Яндекс» по итогам 2015 года выросла больше прогнозов самой компании и аналитиков. Прирост составил 18% по сравнению с 2014 годом, выручка достигла 59,8 млрд руб. В самом «Яндексе» прогнозировали рост выручки на 14–16%, аналитики, опрошенные накануне «Интерфаксом», ожидали 16,3%.
«Яндекс» рассчитывает, что рост выручки продолжится в 2016 году с темпом 12–18% по сравнению с результатами за 2015 год.
В «Яндексе» отмечают значительный рост выручки в строчке «Другое», в которую включены нерекламные доходы таких сервисов, как «Яндекс.Такси» (значительная часть приходится именно на «Такси»), платные подписки «Яндекс.Музыки» и др. В 2015 году этот показатель увеличился на 155%, до 1,6 млрд руб. (и таким образом составляет 2,7% в выручке «Яндекса»). Рекламные доходы «Яндекса» в 2015 году выросли на 16%, до 58,2 млрд руб.
В «Яндексе» также впервые объяснили причину стабилизации доли компании на поисковом рынке в России — в третьем квартале 2015 года она составила в среднем 57,1%, в четвертом — 57,3% (по данным LiveInternet). Остановить и отыграть падение доли «Яндексу» удалось благодаря «качественным изменениям в поиске», говорит Мелкумова. Так, в прошлом году в несколько раз выросла база поиска: сейчас «Яндекс» видит больше документов в сети, чем год назад. Кроме того, компания усовершенствовала и расширила собственную краудсорсинговую платформу «Толока», которая участвует в машинном обучении алгоритмов поиска, усилила борьбу с оптимизацией (с помощью алгоритма «Минусинск», который понижает в поисковой выдаче сайты, использующие недобросовестные методы оптимизации) и улучшила ранжирование на мобильных устройствах (сайты, которые не имеют мобильной версии, будут находиться в выдаче ниже).
Инвесторы позитивно восприняли годовую отчетность компании. На открытии торгов на бирже NASDAQ стоимость акций «Яндекса» подскочила на 6,3%, капитализация компании выросла на $262 млн — до $4,4 млрд.
Алена Сухаревская
Источник: газета РБК
Оригинальный заголовок: Что потерял «Яндекс»
Похожие новости: "Яндекс" хочет совместить контекстную и медийную рекламу