Инвестициям нужна стабильность. Эксперты рынка продаж прессы Москвы — о киосках, исследовании ОНФ и необходимых бизнесу правилах игры

«Ночь длинных ковшей» (как уже прозвали снос торговых объектов, произошедший в Москве 8-9 февраля) вновь подняла вопрос целесообразности инвестирования в малоформатный торговый бизнес.

И хотя газетные киоски на общей картине малого предпринимательства столицы стоят особняком, это не лишает бизнесменов страха за свое будущее — омрачающих его причин более чем достаточно. А опубликованное незадолго до этого исследование ОНФ о стоимости изготовления нестационарных торговых объектов еще больше подстегивало нашу редакцию к проведению дискуссии о ситуации на рынке продаж прессы. Главный редактор PlanetaSMI.RU Евгения Трушина пригласила основных участников рынка розничных продаж печатной продукции Москвы к обсуждению обоих вопросов. За «виртуальным» круглым столом собрались: генеральный директор «Пресса для всех» Алла Игнатьева, генеральный директор «Агентство Роспечать» Вадим Зайцев, генеральный директор «АРИА-АиФ» Ваган Паргентанян, генеральный директор ХК «Сегодня-Пресс» Алексей Федотов.

***

Евгения Трушина: 5 февраля газета «Известия» сообщила: распространители прессы предложили городским властям установку киосков за собственный счет. При этом они не будут платить за аренду самого киоска, а только за аренду территории, на которой тот будет размещен. Чем обоснованно такое предложение отрасли? Почему не устраивает предлагаемая сегодня система работы? И найдет ли эта инициатива отклик у властей?

Алла Игнатьева, генеральный директор «Пресса для всех»: Мы неоднократно с коллегами обсуждали тему замены киосков на различных совещаниях и отраслевых форумах. От столичных операторов рынка прессы еще два года назад руководству города было направлено консолидированное предложение по замене киосков на новые модели, удобные для торговли печатью. Мы уверены, что замена киосков за счет операторов рынка в сроки, установленные городом, либо замена киосков за счет городского бюджета и передача их в лизинг, могли бы сохранить целостную систему распространения печатной продукции, сложившуюся за десятилетия, а также сбалансировать интересы распространителей и Правительства Москвы. Компании по распространению прессы, которые уже долгие годы работают на нашем рынке, не лишились бы своих киосков, а аукционеры, которые вкладывали огромные деньги в технологии предприятий с современными логистическими комплексами, сохранили бы свой бизнес. В этих опытных компаниях работают настоящие профессионалы, высокий уровень которых, к примеру, неоднократно отмечался на проводимых Департаментом СМИ ежегодных конкурсах «Московские мастера».

Сегодня правительство города нам предложило вариант замены объектов за счет городского бюджета. Казалось бы, чем плохо? Город устанавливает киоски, подключает их к энергоснабжению, а нам только заезжай и торгуй. Но давайте посмотрим на эту историю немного глубже. Какие от этого предприниматели получают плюсы и минусы? Как мне кажется, минусов больше. Огромные обременения перекладываются на плечи столичных распространителей прессы, причем именно сейчас, когда тиражи периодических изданий катастрофически падают, когда экономика страны находится в очень тяжелом положении.

Раньше московские распространители печати имели договоры на размещение объектов, заключенные с префектурами по цене от 100 до 200 руб. за киоск в месяц. Теперь начальные ставки от 1 200 руб. за 1 кв.м., в зависимости от месторасположения киоска. Вот такая существенная разница в цене.

Конкурсы на право осуществления торговой деятельности в НТО, проводимые КП «Мосгорпечать», проводятся на очень жестких для распространителей условиях. Стоимостной критерий составляет 60%, а нестоимостной, учитывающий опыт работы в сфере распространения печатной продукции, всего 40%. Операторы рынка считают, что эти критерии должны быть в равных пропорциях — 50% на 50%, и не раз предлагали руководству казенного предприятия внести изменения в конкурсную документацию, уравняв проценты. Не получилось.

На участие в конкурсе подаются заявки от таких организаций, о которых опытные операторы рынка никогда не слышали. Эти новички иногда совсем не имеют опыта работы в распространении печатной продукции. Они, как правило, падают заявки практически на все лоты и предлагают заведомо бОльшие арендные ставки. Как долго такие компании протянут в нашей низкорентабельной отрасли — время покажет. Подобное уже было, когда проводились аукционы на право размещения объектов печати по новым адресам и их выигрывали неизвестные фирмы, торговавшие в киосках печати овощами, фруктами и другой продукцией, не имеющей никакого отношения к печати. Вот и сейчас по итогам первых трех конкурсов, проведенных в ЦАО, уже многие крупные операторы рынка недосчитались своих объектов. Предполагаю, что при таком раскладе и дальше потери «насиженных» мест для опытных распространителей будут существенно больше.

Евгения, я не думаю, что инициатива по замене киосков за счет средств распространителей найдет отклик у властей. За последние три года операторами рынка было написано много писем с предложениями для сохранения стабильной работы отрасли по реализации печатной продукции, но, к сожалению, власти города не посчитали нужным их реализовывать.

Вадим Зайцев, генеральный директор «Агентство Роспечать»: Если чуть-чуть углубиться в экономику проекта и просчитать доходность данной идеи, станет понятно, что срок окупаемости проекта по замене киосков уходит в горизонт на более чем 20 лет. Например, стоимость изготовления одного киоска в формате архитектуры от Московского правительства составляет порядка 800 тыс. руб. Торговая сеть «Роспечати» в Москве насчитывает около 200 киосков. Соответственно размер только капитальных затрат, без учета стоимости инфраструктуры, составит порядка 160 млн. руб.

Почему не устраивает предлагаемая сегодня система работы? Условия, отраженные в «Порядке проведения торгов…» ни как не связаны с экономикой бизнеса. Разработчики документа при формировании ставок аренды взяли их «с потолка», не анализируя натуральные показатели доходности отрасли. В конечном итоге это приведет к существенному сокращению киосков прессы в связи с перепрофилированием киосковой сети в точки по торговле продуктами питания (учитывая российскую специфику государственного/муниципального контроля), повышению цен на прессу, снижению тиражей. Данное обстоятельство губительно скажется на всех участниках отрасли — и издателей, и распространителей. А государство лишиться источника информационной коммуникации с населением.

Уверен, что инициативы отклик у властей не найдет. Если верить информации Общероссийского народного фронта, общая сумма госконтракта, согласно которому администрация Москвы собирается закупить торговые павильоны, составляет 2,5 млрд. руб. Бюджет одобрен. Часть из этих средств уже потрачена. Должна быть политическая и экономическая воля на разворот решения о затратах проекта, но боюсь, что эмоционально точка невозврата уже пройдена.

Ваган Паргентанян, генеральный директор «АРИА-АиФ»: Предложение отрасли состояло в том, чтобы одновременно реализовать две схемы, и тогда стало бы понятно, какая из них эффективнее. Но уже сегодня ответ очевиден. А отклик у городских властей предложение отрасли вряд ли найдет, т.к. обнажены все недостатки нынешней схемы и это идет в разрез с городским бюджетом. Хотя предложения позволили бы сэкономить городской бюджет и предотвратить коммерческие риски.

Порядок (схема) получения права на осуществление торговой деятельности у КП «Мосгорпечать» по реализации печатных изданий да и сами предоставляемые типы конструкций и их наполнение по мнению экспертов отрасли совсем не улучшают потенциала для бизнеса, а скорее наоборот:

а) киоски слабо адаптированы для продажи прессы и соответствующей работы в них персонала:

— в оборудовании не учтены многие особенности грамотного размещения печатной продукции и сопутствующих товаров;

— размещенным внутри оборудованием (кондиционером, обогревателем) киоскер не имеет возможности эффективно пользоваться: обогрев киоска осуществляется сверху вниз (в итоге у человека ноги в холоде, голова в тепле), воздушные потоки кондиционера (система вентиляции) направлены так, что в результате точно приведут к ухудшению здоровья работающего внутри киоскера;

б) качество изготовления киосков очень низкое: крыши протекают, оконные замки ломаются, ломаются жалюзи и т.п. И все это в первую неделю после начала эксплуатации. Хотя отрасль в свое время давала свои рекомендации и предоставляла готовые образцы киосков, которые в процессе эксплуатации показали свою эффективность… Однако в итоге получила то, что получила;

в) сроки передачи объектов затягиваются по разным причинам: не готовы объекты, объекты не подключены к сетям электроснабжения (из-за отсутствия электроснабжения установленные киоски простаивают, а как следствие страдают все: издатели, распространители, покупатели);

г) условия конкурса с точки зрения финансовой нагрузки для добросовестных «белых» распространителей не подъемны.

В итоге сообщество профессиональных распространителей, которое на протяжении многих лет формировало и обеспечивало рынок печатной продукцией, теряет свои объекты в пользу сомнительных игроков-«новичков» — те просто перебивают ценой, которая вряд ли может быть отбита при соблюдении условий конкурса. А это косвенно подтверждает опасения, что киоски печати будут использоваться ими не по назначению.

Все это вызывает серьезные опасения и приведет в итоге к тому, что киоски вскоре окажутся закрытыми, а платежи за объект в казну города поступать не будут. Далее новый конкурс? А тиражи и уничтоженные трудовые коллективы уже не вернешь…

Необходимо вернуться к практике: город обладает правом на пространство, а профессионалы организовывают весь бизнес. При этом задача города создать условия для инвестирования и сформировать требования и правила. А предприниматели сами организуют бизнес.

Алексей Федотов, генеральный директор ХК «Сегодня-Пресс»: Евгения, то, что мы наблюдаем сейчас на рынке распространения СМИ в Москве — абсолютно логичное «заваливание» простроенной десятилетиями и рыночной экономикой системы бюрократическим и некомпетентным аппаратом Правительства Москвы, причём всеми его подразделениями уже в течение пяти лет. Рынок этот можно было сокращать, облагать дополнительными податями, безнаказанно дербанить, пытаться передавать рекламщикам, заставлять в 2011-2012 гг. менять на «собачьи будки» (как позже мэр Собянин назвал своё «раннее творенье»), позднее, пытаться «отжать» под своё псевдо-казённое предприятие... Это можно было делать, но до определённого момента. Точка невозврата пройдена. Рынок в глубочайшем кризисе, причём, в кризисе ликвидности. То, что его сейчас удерживает от банкротства — старые ещё условно «живые» собственные киоски. Рынок распространения Москвы в своём кризисе может «потянуть» за собой издательский и типографский, которые последние три года усиленно секвестрируют бизнес, персонал и мощности.

Вопрос, поднятый в «Известиях» только сейчас, поднимался перед мэром Собяниным, вице-мэрами Горбенко и Сергуниной, руководителем Департамента торговли и услуг Немерюком, руководителями Департамента СМИ и рекламы Черниковым и Шубиным, а также перед их заместителем Казаковой начиная с 2012 г. Причём, отрасль распространения СМИ в лице Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) предлагала различные варианты взаимовыгодного сотрудничества:

1.Дайте действующим операторам рынка, работающим десятилетиями на «своих» местах, право аренды на 10 лет с арендными ставками, какие были установлены мэром Лужковым.

2.Утвердите вместе с отраслью модели киосков, которые удобны для распространения прессы, а не мороженого, овощей и колбасы.

И — вы получите решение проблемы за счёт бизнеса в течение года. Ни одна копейка из бюджета города потрачена не будет, а проблемы с заменой объектов и собираемости налогов отпадут.

Вообще, реформирование чего-либо начинается только тогда, когда прежняя модель является отжившей по причине её неэффективности, или она постоянно сбоит. Назовите мне хотя бы одну причину, по которой начала сбоить прежняя, рыночная модель отрасли распространения СМИ, и по которой Правительство Москвы решило псевдо реформировать нас? То, что происходит сейчас — это национализация. Продразвёрстка. Все государственные компании и корпорации неэффективны. Это признало Федеральное правительство. Разве мэр Собянин вправе принимать решения, противоречащие политике президента Путина?

Давайте обратимся к итогам 2015 г. Мы имеем сокращение количества «точек» реализации прессы, как по экономическим соображениям, так и в результате деятельности КП «Мосгорпечать». Общее падение реализации прессы в Москве составило, по разным оценкам, от 15% до 25%. Стоимость изготовления собственно конструкций киосков, которые выполняются по заказу города, около двух миллионов рублей. Это полнейшее безумие!

И мне хотелось бы не согласиться с вами, Евгения, в том, что киоски «город делает за свой счёт». Этот «счёт» мой и ваш. Это мои налоги. Эти деньги в условиях кризиса заработаны с колоссальным трудом! Ни один распространитель, ни один издатель не поддержал этой схемы с конкурсами и «отжимом» бизнеса распространения СМИ. И заработные платы чиновников выплачиваем тоже мы, и мы вправе влиять на принятие решений структурными подразделениями Правительства Москвы.

***

Евгения Трушина: По данным «Известий», Москва платит на один киоск 1,7 млн руб. Обоснованна ли такая цена? Если бы вы производили киоск самостоятельно, во сколько бы обходилось его изготовление?

Алла Игнатьева: По вопросу цены изготовления киосков, могу сказать, что нашей компаний был разработан новый тип киоска «Европейский» (площадью 9 кв. м.), и несколько его экспериментальных образцов были установлены в городе. Данный киоск может эксплуатироваться в нескольких вариантах трансформации, что позволяет легко его адаптировать к переменам погоды, так как в киоске установлены теплоконвекторы, кондиционер, и даже уличные инфракрасные обогреватели для покупателей. Конструкция внутреннего торгового оборудования этого киоска позволяет максимально разместить на витринах печатную продукцию и товары народного потребления, в нем предусмотрено место для удобного хранения продукции. От нашей компании неоднократно отправлялись презентации новых типов киосков городским властям, но данные торговые объекты не заинтересовали чиновников. Стоимость таких киосков в масштабном производстве составляет всего порядка 650 тыс. руб. (данные завода-изготовителя на 1 февраля 2016 г.) Этот завод-партнер мог бы изготовить киоски дешевле, да и по качеству лучше, чем предложенные городом конструкции.

Вадим Зайцев: Не могу судить относительно обоснованности затрат, понесенных московским правительством на изготовление киоска. Но исходя из опыта работы «Роспечати» в Москве, размер затрат на изготовление киоска может составлять от 800 тыс. руб. до 1 млн руб. В регионах ЦФО расходы составляют до 550 тыс. руб.

Ваган Паргентанян: На наш взгляд цена нестационарного торгового объекта не обоснована. Киоски подобных типов можно изготовить гораздо дешевле — от 500 тыс. руб. до 900 тыс. руб. Отрасль об этом многократно заявляла и может подтвердить справедливую цену.

Алексей Федотов: Сейчас даже ознакомиться с этими данными очень сложно. Вся аукционная документация с правительственных сайтов Москвы пропала. Очень сложными методами через федеральные каналы или сайты консалтеров можно ознакомиться с этими данными. Я нисколько не удивлён подобной секретностью. Вот почему.

Под эгидой аукционов на изготовление киосков по распространению прессы, Департамент торговли принял технические условия на конструкции без участия отраслевого сообщества.

Из тех данных, что нам удалось установить, в 2015-2016 гг. было проведено восемь аукционов.

В 2015 г. — четыре, на которых было разыграно право на производство и поставку 261 киоска на общую сумму 323 099 288,43 руб. При этом, средняя стоимость изготовления одного НТО составила около 1 250 000 руб.

В 2016 г. — также четыре аукциона, на которых было разыграно право на производство и поставку 1 675 киосков на общую сумму 2 645 711 847,56 руб. При этом, средняя стоимость изготовления одного НТО составила около 1 600 000 руб.

Так же интересно отметить, что минимальная цена за одну единицу НТО составила в 2015 г. 687 000 руб., а в 2016 г. — 653 000 руб. Самые дорогие киоски в это же время стоили около 1 700 000 руб., что, по моему мнению, является сомнительным. Хочу акцентировать внимание на тот факт, что практически одинаковые объекты, изготовляемые в одном периоде, имеют разницу в цене более одного миллиона рублей.

Отраслевое сообщество изготавливало практически такие же киоски. Например, «французский» «Кардоса» за 450-500 000 руб. А павильоны «Центропечати», площадью 20 кв.м. со входом внутрь и в полной комплектации, стоили до 600 000 руб.

Отраслевое сообщество (АРПП) и Общероссийский Народный Фронт изучали рыночные предложения по стоимости изготовления одного киоска полной комплектации, площадью от 6 кв. м. Предложения заводов-изготовителей начинаются от 450-500 тыс. руб. Если такой крупный заказчик как город, заказывал бы эти объекты в московском регионе, а не в Казани, стоимость изготовления и доставки объектов можно было бы ещё существенно снизить.

***

Евгения Трушина: Президент РФ Владимир Путин, выступая на заседании Всероссийского форума «Малый бизнес — национальная идея?», указал: «малый и средний бизнес… должен представлять из себя действительно опору развития экономики нашей страны». Однако эксперты «ПланетыСМИ» говорят, что при существующей сегодня в Москве экономике в системе киосковых продаж прессы, им не интересно вкладываться в развитие бизнеса. Вопрос: при каких условиях (административных, экономических) вы были бы готовы инвестировать в замену киосков и развитие сети своей компании?

Алла Игнатьева: На вопрос, готова ли наша компания инвестировать деньги в замену киосков и расширение сети, могу ответить: а почему бы и нет? Но мы однозначно должны быть уверены в завтрашнем дне.

Хочу напомнить, что АРПП была разработана и представлена в апреле 2015 г. в Доме журналистов «Концепция развития розничного распространения периодической печати в Москве на период до 2020 года», где отражены основные условия для инвестирования:

— продление договоров без проведения конкурентных процедур при отсутствии нарушений;

— снятие административных ограничений на размещение киосков в уличном пространстве: необходимо устанавливать объекты в 25-метровой зоне от метрополитена, в близости к остановкам общественного транспорта, в зонах высокого трафика;

— установление льготных ставок для торговых объектов по распространению прессы по цене, рекомендуемой Минкомсвязи (30 руб. за кв. м.);

— снятия ограничений по ассортименту реализуемой продукции в киосках.

Не надо забывать, что розничное распространение периодической печатной продукции — очень узкий сегмент розницы, имеющий социальное значение. А пресса, которая формирует общественное мнение — самый важный элемент современного общества.

Вадим Зайцев: «Роспечать» полностью согласна и поддерживает позицию, обозначенную первым лицом страны. Сложно в двух предложениях раскрыть все условия при наличии которых мы были бы готовы инвестировать средства в замену киосков и расширять свою торговую сеть. Могу сказать одно: здесь нет ничего уникального, это набор обычных бизнес-допущений — баланс расходов и доходов, операционная эффективность.

Ваган Паргентанян: Основное — это создание условий для инвестирования. Ключевыми должны стать:

— локация торговых точек;

— высокий трафик;

— право распространителя самостоятельно организовывать наполнение торгового объекта;

— снижение ставок до уровня, рекомендованного приказом Минкомсвязи (30 руб. за один кв. м в месяц);

— одно из главных условий: срок контракта должен быть больше срока окупаемости (предприниматель должен за этот срок окупить объект и заработать);

— расширенный ассортимент (напитки, снэки и т.п.), что позволит увеличить трафик и выручку, а система распространения получит возможность существования, как это происходит в других странах (например, в Португалии сигареты продают только в киосках с прессой).

Алексей Федотов: Любые инвестиции в любой бизнес возможны при соблюдении ряда условий. Это академические прописные истины.

1.Должна быть сформирована договорная база, обеспечивающая неприкосновенность имущества компании или предпринимателя.

2.Законодательная база в части регулирования торговой деятельности не должна быть подвержена революционным изменениям. Как это было в 2010 г.: при смене мэра города, полностью изменился подход к частной собственности, мелкому бизнесу и предпринимательству от позитивной к полному уничтожению. Законодательная база в течение 2010-2011 гг. была полностью изменена, что в цивилизованном мире невозможно в принципе. Расторгались договоры аренды земельных участков и объекты превращались в самострой, вывозились на штрафстоянки или просто распиливались на местах, на которых работали десятилетиями. Ещё вице-премьер Медведев говорил о правовом нигилизме нашего общества. Но, простите, если ты принимаешь сегодня один закон, а народ, поверив тебе, вкладывает деньги в бизнес, нанимает сотрудников, берёт займы в банках на несколько лет вперед, а завтра ты сносишь все объекты мелкого и среднего предпринимательства, то, как к тебе относиться? Как верить таким представителям власти? Безусловно, народ начинает задумываться о смене этой власти. Чиновники, которые занимаются такими вещами — преступники. Они уничтожают основы государственной политики.

Что касается возможных инвестиций в бизнес, то, как и прочие участники рынка, мы готовы вкладываться в существующее киосковое хозяйство и новые объекты. Но считаем возможным это делать лишь при обеспечении безопасности Правительством Москвы этих инвестиций законодательной базой. Сейчас она паршивая, ни к чему непригодная, сформированная в 26-м Постановлении Правительства (Постановление Правительства Москвы №26-ПП от 3 февраля 2011 г. — PlanetaSMI.RU). За последние пять лет она уже доказала свою неэффективность. Крупные операторы рынка, как, например, ГК «Кардос», инвестировали огромные деньги в изготовление киосков«французского» образца. Город, несмотря на все свои обещания выкупить эти объекты, так этого и не сделал. «Центропечать», которая в период с 2011-го по 2014 г. заменила большую часть киосков на «собянинские» «Модерн», «Классика», «Современный», вынуждена сейчас их утилизировать, а ведь им нет ещё и трех-четырех лет. В ночь с 8 на 9 февраля 2016 г. состоялся снос торговых центров у выходов станций метро. Первая волна по уничтожению мелкой розницы завершена. Началась вторая. Есть ли гарантии того, не будут ли сноситься крупные торговые центры в третью, четвёртую и прочие волны борьбы с частной собственностью инвесторов? Это вредительство со стороны московских чиновников. Безнаказанными эти действия чиновничьего аппарата Правительства Москвы не должны остаться.

Источник: PlanetaSMI.RU    

Похожие новости: Власти Москвы сносят киоски возле метро