В ноябре 2015 года, благодаря образовательной поездке, организованной компанией “АНРИ-Медиа”, я побывал в редакциях нескольких крупнейших американских изданий. В основном это были газеты с многолетней историей, которым удалось относительно быстро адаптироваться к цифровой революции, — The New York Times, The Washington Post, The Wall Street Journal, USA Today и другие.
По итогам посещения ньюсрумов этих изданий и общения с их редакторами я составил список основных тенденций, которые определяют развитие современных американских СМИ и — неизбежно — влияют на остальной мир.
1. Много внимания начинают уделять алгоритмам и данным
Главный царь и бог любого современного американского ньюсрума — это экран, на котором крутится статистика посещаемости сайта в живом режиме. Иногда к нему добавляется экран, на котором виден статус подготовки полос в печатный номер. Или экран, изображающий текущее состояние домашней страницы. Но в любом случае, цифрам уделяется внимания не меньше, чем буквам.
В некоторых изданиях на работу нанимают специальных аналитиков, которые перелопачивая все эти массивы данных, находят закономерности: такие-то заголовки кликаются лучше, а вот этого автора нужно вообще уволить — его материалы вообще не вызывают отклика читателей.
2. В редакциях появляется все больше людей, чья основная задача — вовлекать аудиторию
Где-то это по старинке вменяют самим журналистам, но постепенно всем становится понятно, что этого уже недостаточно. В отделе вовлечения The Washington Post трудится пара десятков человек, и в ближайшее время планируется нанять еще нескольких, которые будут сидеть внутри тематических отделов и советовать сотрудникам, как именно им преподнести свою сюжет в социальной сети или же ответить на особенно едкий комментарий.
Американские медиаменеджеры поняли: вовлечение читателей — это отдельная огромная задача современных СМИ, и ее не решить просто хорошим контентом. Необходимы целенаправленные усилия, которые будут этот контент “продавать”, а с его потребителем активно общаться.
Эта потребность рождает новые форматы — скажем, сотрудники отдела мнений USA Today снимают свои планерки на видео. И выкладывают в сеть одновременно с колонками, которые пишутся по итогам этих заседаний, обеспечивая совершенно новый уровень прозрачности в принятии редакционных решений и привлекая тысячу-другую дотошливых читателей (зрителей).
3. На рынке труда все больше ценится обладание своей собственной, персональной аудиторией
Когда успешный интернет-предприниматель и миллиардер, основательamazon.com Джефф Безос купил The Washinton Post в 2013 году, одно из первых изменений, которые он сделал, — нанял людей, у которых не было опыта работы в газете, зато имелось в наличии несколько десятков тысяч подписчиков в социальных сетях. Аудитория газеты тут же приросла этими мини-аудиториями.
Новым сотрудникам была поставлена определенная задача — все материалы каждого должны были сгенерировать не менее миллиона просмотров за месяц. Большинство взяло эту планку в течение недели.
В ответ на вопрос, кого бы он нанял — “золотое перо” или очередного “цифрового парня” с шесть-семью тысячами фолловеров в Твиттере, Эмилио Гарсия-Руиз, управляющий редактор Washintong Post, только усмехается: “Американский рынок труда переполнен “золотыми перьями”. Нам нужно расширение аудитории в цифре”.
4. Мессенджеры — это полноценный новый канал для дистрибуции контента
В соседнем тексте Максим Корнев рассказывает о практиках использования мессенджеров в работе редакций, и эти практики — уже на вооружении американских СМИ. И если в самих США отдельными мессенджерами мало кто пользуется (предпочитая им iMessage в айфонах или, на крайний случай, Facebook Messenger), то для изданий с глобальной аудиторией они начинают играть все большее значение. В частности, у The Wall Street Journal есть отдельная небольшая команда, которая публикует новости в популярных в Азии Line и WeChat.
5. Работа на глобальную аудиторию
Эта работа на Азию — еще один маркер меняющегося медиаландшафта. Традиционно бывшие локальными, американские газеты все активнее начинают использовать преимущества глобальности английского языка и выходить на мировую аудиторию. И The New York Times, и The Wall Street Journal, и Bloomberg содержат сеть зарубежных представительств во всех часовых поясах, которые помогают обеспечить бесперебойную работу 24/7 и раскапывают локальные истории, интересные всему миру.
6. Виртуальная реальность — следующая крупная платформа, которую предстоит освоить журналистам
В одно из воскресений ноября пользователей виртуальной реальности в мире стало сразу на миллион больше — The New York Times отправила картонные очки Cardboard, которые можно использовать вместе со смартфоном, всем своим печатным подписчикам. Попутно газета выпустила собственное мобильное приложение и представило первый фильм, снятый в формате виртуальной реальности, — The Displaced, “Не на своем месте” — про беженцев из нескольких зон современных вооруженных конфликтов.
Свежераспечатанную коробку с очками виртуальной реальности я заметил и в кабинете Эмилио Гарсия-Руиза из The Washington Post. Вряд ли он покупал их просто для развлечения. NYT, кстати, с тех пор выпустила еще несколько VR-фильмов и в дальнейшем планирует лишь набирать обороты.
Всеволод Пуля, главный редактор Russia Beyond The Headlines
Источник: Mediatoolbox
Оригинальный заголовок: Как развиваются медиа США сегодня?
Похожие новости: США: количество новых журналов в два раза превышает количество закрывающихся, — Евгений Бородулин, ИД AMR (США)