Если такую редакцию документа одобрят, то уже в III квартале 2016 года законопроект министерства, первая редакция которого появилась еще в 2014 году, наконец-то окажется в правительстве. А при его поддержке — и в Госдуме. Главные идеи документа — предоставление компенсационных мест предпринимателям в случае изъятия старых, упрощенная пролонгация договоров о предоставлении мест торговли (то есть без повторных торгов на эту позицию). Документу предстоит еще пройти оценку регулирующего воздействия.
Сейчас рынок нестационарной торговли регулируется фрагментарно, некоторые понятия и правила есть в законе о торговле, принятом в 2009 году. В 2014–2015 годах Минпромторг восстанавливал пробелы в своем документе, который отдавал всю власть над ларьками федералам, закрепил принцип сохранения месторасположения бизнеса при любых изъятиях земель под объектами для нужд города или муниципалитета — ввел понятие компенсации. Разрешил предпринимателям лишь однажды проходить через процедуру торгов, в ходе которых они получали свои договоры на аренду или право торговли, а после их завершения можно было их просто продлевать. Увеличивался и срок договоров — вместо 3–5 лет до не менее 7, в течение которых нельзя было менять внешний
Предложенные правила игры могли коснуться значительного круга малых и средних предприятий. В 2014 году, говорилось в пояснительной записке к документу ведомства, на малую торговлю, в том числе нестационарную, приходилось не менее 10% оборота розницы. Для ряда позиций этот вид торговли был важным каналом продаж: весной-летом через киоски и павильоны продается около половины мороженого в Москве и до 70% в регионах. Периодику можно найти только в нестационарке. До пятой части свежих овощей и фруктов продается в ларьках.
С 2014 года Минпромторг стал замечать сокращение количества ларьков — снижение достигало 30%, «хотя объективных экономических предпосылок к этому не наблюдается», писало ведомство в пояснительной записке. На тот момент показатели обеспеченности населения нестационарными торговыми объектами в регионах различались в разы: в Москве четыре нестационарных торговых объекта приходилось на 10 тыс. жителей, в Санкт-Петербурге — 16,2, в Подмосковье — 13,1, а в Калининградской и Липецкой областях — 23,9 и 25,7 соответственно.
Московские власти выступали резко против предлагаемых Минпромторгом правил игры. Как раз весной 2015 года в столице начался эксперимент, в ходе которого город не стал продлевать имеющиеся срочные договоры аренды киоскерам, а предложил желающим вновь пройти через торги. В них разыгрывались павильоны, которые Москва сама и закупила, — старые ларьки следовало выкинуть. Количество работающих ларьков стало резко падать — по оценкам Ассоциации киоскеров, с 8,8 тыс. на начало 2015 года до 2,5–3 тыс. на начало 2016 года. Киоски «Печати» не учитывались, их число количество осталось практически тем же — более 2,2 тыс. Представитель столичного отделения «Опоры России» Владлен Максимов рассказал, что в ходе новых торгов к сегодняшнему дню городу удалось разыграть лишь около 300 новых павильонов, все старые объекты исчезнут. Столица не смогла бы еще раз повторить этот эксперимент или придумать похожий, если бы Минпромторгу удалось довести свою редакцию законопроекта до принятия.
Ведомство пыталось сопротивляться, но в итоге уступило Москве и уточнило в своем документе, что столица и Санкт-Петербург могут самостоятельно определять правила игры. В министерстве не смогли прокомментировать, почему для Москвы и Санкт- Петербурга сделаны исключения.
У московских киоскеров уже прошел первый шок (в начале эксперимента они пытались бурно сопротивляться и громко заявляли о своих проблемах, обращались к президенту). Владлен Максимов из «Опоры» говорит, что из сегодняшних проблем бизнесменов можно назвать существенные залоги на аукционах и небольшое количество объектов, которое разыгрывается на торгах.
В начале 2016 года года у зампреда комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Виктора Звагельского лопнуло терпение, и вместе с коллегами он написал свой проект о регулировании работы нестационарных объектов, документ уже внесен в Госдуму и ушел в правительство на отзыв. Текст проекта содержит идентичные новеллы: компенсация места, срок договора не менее 7 лет, его продление без дополнительных торгов. Правда, правила равны для всех — они распространяются на Москву и Санкт-Петербург. Хотя представитель депутата утверждает, что Виктор Звагельский незнаком с законопроектом Минпромторга, пояснительные записки ведомства и депутатов фактически совпадают.
Евгения Перцева
Источник: Izvestia.ru
Оригинальный заголовок: Ларьки поставят в антикризисный план
Похожие новости: Алексей Немерюк: в Москве сносили не торговые павильоны, а объекты самостроя