Как сообщал вчера "Ъ", поправки к закону "Об информации, информтехнологиях и о защите информации" и Кодексу об административных правонарушениях РФ, приравнивающие к СМИ интернет-сайты, используемые для обработки и распространения новостей, внесли в Госдуму депутаты Алексей Казаков ("Справедливая Россия", ОНФ) и Александр Ющенко (КПРФ). "Мы этот законопроект не видели, к нам он официально не поступал, и эта идея нам не нравится",— заявил вчера "Интерфаксу" заместитель главы Минкомсвязи Алексей Волин. По его словам, если довести эту идею до логического конца, то с таким же успехом к СМИ можно приравнять и газетные киоски. "Мы же видим в витрине киоска обложки газет и журналов и можем прочитать на них заголовки новостей. Чем не новостной агрегатор?" — сказал он.
"Категорическим противником" законопроекта выступает и интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. Он считает, что новостной агрегатор "работает по заданным алгоритмам с неким набором информации, чтобы ее доступным, качественным и удобным способом представить пользователю". "Заставлять робота подчиняться законодательным инициативам — абсолютно бессмысленная затея",— говорит господин Мариничев.
Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) в своем заявлении назвала требование премодерации сотен тысяч материалов, автоматически обрабатываемых агрегаторами, "грубым вмешательством" в их работу.
А распространение запрета на иностранное владение более 20% таких компаний, по мнению РАЭК, "закрывает доступ молодых компаний к инвестиционному капиталу, а крупных компаний — к акционерному", что делает сохранение подобных проектов невозможным.
Новостные агрегаторы являются игроками рынка массмедиа, и "по логике какая-то история с их регулированием должна быть", возражает советник президента РФ по интернету Герман Клименко. "Другой вопрос, должны ли агрегаторы полностью попадать под этот законопроект. Депутаты могут хотеть много чего, не надо их за это осуждать, но, очевидно, то, что я сейчас читаю, требует корректировки",— сказал господин Клименко "Ъ". Его, в частности, смущает новелла, обязывающая агрегаторов проверять достоверность данных.
По данным источника "Ъ" в Госдуме, всего под действие закона попадут до 30 крупных компаний: "Яндекс", Mail.Ru, Google, Rambler, "ВКонтакте", Facebook, Twitter и др. Наиболее популярным новостным агрегатором в России является "Яндекс.Новости". По данным TNS Russia, среднесуточная аудитория сайта в январе составляла 6,2 млн россиян 12-64 лет. Аудитория "Новостей Mail.Ru" составляла 3,7 млн посетителей.
Законопроект в таком виде представляет "серьезный риск" для публичных интернет-компаний — "Яндекса" и Mail.Ru Group, признает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Вероятность, что депутаты к отрасли прислушаются и не станут рубить с плеча, "достаточно высока", надеется он. Впрочем, массмедиа в связи со вступлением в силу поправок к закону "О СМИ", ограничивающих долю иностранного владения в СМИ 20%, поблажек не делали, напоминает аналитик.
Котировки "Яндекса" вчера на открытии торгов на NASDAQ снизились на 3,2%, капитализация составляла $4,07 млрд. В компании сообщили, что в случае принятия закона закроют новостной сервис: у компании нет возможности премодерации сотен тысяч новостей, которые агрегируются роботом без редакционного участия.
Агрегаторы не публикуют полные тексты новостей, читатели переходят по ссылкам на сайты партнеров, напоминают представители "Яндекса" и Google. Таким образом, существенной доли интернет-трафика лишатся сами СМИ. "Комсомольская правда" получает через агрегаторов 20-25% трафика, сообщил "Ъ" гендиректор этого ИД Владимир Сунгоркин. Около 20% таким образом получает и сайт "Аргументов и фактов", говорит гендиректор ИД "АиФ" Руслан Новиков, признавая, что потеря этого трафика негативно скажется на бизнесе. "Очень странной кажется и инициатива обязать эти сервисы проверять новости. Во-первых, они агрегируют новости у СМИ, имеющих лицензию. Во-вторых, они не являются источником той или иной новости, они проводники",— добавляет он. В претензиях депутатов по поводу формирования новостной повестки дня и алгоритмов, с помощью которых это делают агрегаторы, господин Новиков видит "некоторое лукавство". "Новостная повестка агрегаторов формируется с косвенным участием самих СМИ. Чем популярнее та или иная тема, тем выше в топе новостей она и оказывается",— поясняет он.
Представители Facebook и "ВКонтакте" вчера не ответили на запросы "Ъ". Представитель Rambler сообщил, что, хотя в "Рамблер.Новостях" действует автоматическая агрегация, компания не видит проблем для соблюдения закона, если он будет принят.
Анна Афанасьева, Роман Рожков, Владислав Новый
Источник: КоммерсантЪ
Оригинальный заголовок: К новостям нашлись вопросы
Похожие новости: Поисковики и новостные агрегаторы приравняют к СМИ