Они будут собраны в отдельный реестр. Проект обязывает новостные агрегаторы проверять достоверность распространяемой общественно значимой информации, в том числе источником которой является СМИ. Также он предполагает внесудебное пресечение распространения недостоверной информации по жалобе уполномоченных органов. Инициатива будет касаться агрегаторов с количеством пользователей более 1 млн в сутки. Также вводится запрет на иностранное участие более 20%. Один из авторов законопроекта, член комитета Госдумы по информационной политике Александр Ющенко ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Анны Казаковой.
— Чем обосновано принятие таких поправок? Почему решили их принять?
— Ну, во-первых, здесь ничего нового. В прошлом году, вы знаете, Государственная дума приняла закон о средствах массовой информации, который так или иначе регламентируют работу СМИ в рамках закона Российской Федерации. Поскольку даже по статистике если посмотреть, то пользователи в основном черпают новости, наверное, даже не из газет как средств массовой информации, а в основном они распространяются через новостные сайты, через сайты, которые распространяют и ранжируют новостную ленту, поэтому не являются средствами массовой информации. Поэтому логично было бы называть вещи своими именами, и таковые агрегаторы, которых на самом деле не так уж и много, которые формируют так называемую повестку, формируют новостную ленту для пользователей, тоже могут таким образом подходить, должен быть регламентирован закон о действиях и работе таких агрегаторов.
— В «Яндексе» газете «Коммерсантъ» сказали, что в случае принятия закона они не смогут сохранить сервис по агрегации новостей. Как вы можете прокомментировать это заявление?
— Я напомню, когда обсуждался вопрос о средствах массовой информации, в котором регламентировалась доля иностранного участия не более 20%, тоже было очень много критических замечаний, но тем не менее, мы знаем, видим, что сегодня закон начинает работать и средства массовой информации приводят свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации. Я вот тоже не драматизирую, потому что есть масса возможностей, «Яндекс» — это очень высокотехнологичный ресурс, который может привести в порядок свои учредительные документы, в том числе под законодательство. С другой стороны, новостная лента для «Яндекса», наверное, интересна тем, чтобы привлечь пользователей к себе, тем самым распространять свою рекламу и так далее.
— Ваша инициатива убьет агрегатор, не будет в «Яндексе» такой услуги из-за вашей инициативы.
— Я не думаю, что не будет такой услуги, я думаю, что «Яндекс» так или иначе может, если есть желание, можно придумать. Но с другой стороны, посмотрите, в том же «Яндексе», я могу привести примеры, была масса примеров, когда новости, которые формируются в первой пятерке, которые собственно и создают определенное настроение пользователей, висело, несколько раз даже присутствовало, когда висела не соответствующая действительно новость в той редакции, которая была распространена в интернете.
То есть любая утка, любая сплетня, которую напечатают на своей странице, информационным лифтом с помощью такого же «Яндекса» будет поднята на широкую дискуссию в массы, тем более и дальше это будет, даже ей достаточно провисеть два или три часа. Поэтому сегодня мы должны понимать, что информация является определенным оружием, которое может влиять на сознание людей.
— Это уже получается какая-то цензура, то есть можно добиться того, что будут висеть только новости, которые удовлетворяют кого-то.
— Совершенно никакой цензуры нет. Есть ответственность за распространение той или иной информации. Вы же будете, наверное, против, если «Коммерсантъ FM» будет распространять заведомо ложную информацию, которая будет так или иначе влиять отрицательно на наше общество?
— Мы-то проверяем как раз, мы же говорим сейчас не о средствах массовой информации.
— Вы проверяете, вы несете ответственность, поэтому «Коммерсантъ FM» и вообще издание ««Коммерсантъ» является изданием, которому доверяют и которое цитируют. Но я могу сказать, что вы же не будете печатать на своих страницах и распространять через свое радио информацию, которая не соответствует действительности, за которую вы будете потом нести ответственность. К сожалению, такие примеры распространения есть у других агрегаторов, бывают такие, поэтому я думаю, что это не будет большой проблемой, если агрегаторы новостной информации будут, в общем-то, внимательнее относиться к распространению такой информации.
Источник: КоммерсантЪ FM
Оригинальный заголовок: «Любая сплетня может быть поднята "Яндексом" на широкую дискуссию»
Похожие новости: Названы самые популярные сайты рунета