По данным опубликовавшей эту новость «Независимой газеты», инициаторы проекта предлагают оказывать поддержку лишь тем изданиям, деятельность которых направлена на воспитание патриотизма, пропаганду здорового образа жизни и укрепление института семьи. Насколько это правильно? Чтобы узнать мнение непосредственно медиаотрасли, в наступившем году PlanetaSMI.RU развернула на своих страницах обсуждение данной темы. Сегодня своим мнением делится признанный эксперт рынка печатных СМИ, исполнительный директор «АРС-ПРЕСС» Софья Дубинская.
— Софья Борисовна, насколько правомерно причислять к «социально ориентированным СМИ» только те издания, контент которых направлен на воспитание патриотизма, пропаганду здоровья и укрепление семьи? Ведь у нас много и других газет и журналов, которые также можно считать социальными, например детские…
— «Разноголосица» в определении статуса газеты существует с давних времен. Десятилетиями стабильно использовался термин «общественно-политическая газета», которым фактически прикрывалось любое зарегистрированное издание. По официальным данным, у нас числится то ли 60, то ли 70 тысяч печатных СМИ. Понятие «социально-значимое издание» появилось в 2015 году, когда начал активно действовать Экспертный совет по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи РФ. Члены Экспертного совета предложили составить список таких изданий, которые могли бы пользоваться предоставляемыми «Почтой России» льготами во время подписных кампаний. Решено было расширять этот список поэтапно, при соблюдении обязательных условий: предоставлении заявки, анкеты и экземпляра издания, поданным в Минкомсвязи РФ. В первый список, сформированный осенью 2015 года, были включены 551 издание, чьи документы были поданы до 15 сентября 2015 года.
В канун 2016 года был сформирован второй список, он содержал около 2000 изданий. На мой взгляд, в него попали именно те газеты и журналы, которые определили себя как социально значимые и представили необходимые документы. Экспертный совет рекомендовал перечень требований, которым должно соответствовать социально значимое издание.
Естественно, в списки вошли, наряду с многопрофильными, специализированные СМИ: детские, литературно-художественные, научно-популярные газеты и журналы.
— То, что поддержка печатным СМИ со стороны государства необходима — сомнений нет. Но какой она должна быть? В чем выражаться?
— Не буду спорить: государственная поддержка СМИ в сегодняшнее кризисное время могла бы в корне изменить ситуацию на медиаполе. Но на чудеса рассчитывать не приходится. Не хватает средств на поддержку медицины, образования, на содержание стариков и детей — да только ли на это! Поэтому издателям, в основном, приходится больше рассчитывать на свои возможности. Тоненький ручеек поддержки от «Почты России» в виде льгот и скидок хоть чуть-чуть да помогает. Есть еще небольшие гранты Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Но этого мало. Каждый издатель по-своему, в своем регионе использует рычаги поддержки на местном уровне. Хотя и региональные бюджеты значительно урезаны, и забота о СМИ занимает в них отнюдь не ведущее место. Значит, остается рассчитывать только на себя и своих помощников с почты, чтобы убедить читателей, реальных и потенциальных, подписаться на издание, купить его в киоске, сетевом магазине или почтовом отделении. Есть еще и такой резерв, о котором сейчас, к сожалению, не принято говорить в первую очередь — качество издания, профессионализм сотрудников, тематика, которая интересна всем, начиная от школьника и кончая нашим традиционным читателем — человеком среднего и старшего возраста.
— В публикации «Независимой газеты» приводилось мнение члена Совета по правам человека Ильи Шаблинского. Он считает, что инициатива КПРФ приведет к тому, что привилегии достанутся только изданиям, отказавшимся от политической тематики и полностью погрузившимся в социальную сферу. А это, цитирую: «выгодно властям», так как «в результате помощь получат узконаправленные нишевые издания, которые никому сегодня не интересны. А на крупные независимые СМИ усилят давление, намеренно поставив их перед выбором — либо столкнуться с серьезными финансовыми трудностями, либо изменить формат издания». Как вы считаете: смогут ли независимые издания при таком раскладе сохранить свой статус?
— Одно из самых главных решений, которое принимает руководитель издания, — как выстроить отношения с властью. Не будем лукавить: понятие «независимое издание» если и существовало когда-то, то в далеком прошлом. Негосударственное — так будет точнее. Среди социально значимых таких не больше 20%, эту цифру подтверждают многие источники. В нынешних реалиях великое искусство — дистанцироваться от бюджетных вливаний и оставаться в нормальных отношениях с властными структурами. Это сложное решение каждый руководитель негосударственного издания принимает сам для себя. Он в ответе за все: за финансовое положение редакции, за каждую строчку в газете, за каждого сотрудника, который завтра может остаться без работы. И будь он хоть семи пядей во лбу, но найти новую работу ему будет нелегко.
И есть еще один аспект, который порой впрямую влияет на отношения с властью — политическая направленность издания. Особенно в так называемые выборные годы. Кого поддерживать во время предвыборной кампании, которую в шутку и всерьез называют великой жатвой.
Есть, правда, группа популярных изданий, руководители которых категорически отказываются участвовать в предвыборных кампаниях. «Разве можно отказаться от денег партий и отдельных кандидатов в депутаты?» — удивляются коллеги. Оказывается, можно. Но, прямо скажем, таких руководителей немного. Вот и в предложениях КПРФ появился термин «социально ориентированное издание», к которым предлагается отнести те СМИ, которые содержат следующую тематику: воспитание патриотизма среди читателей, пропаганда здорового образа жизни, укрепление института семьи. А как же остальные направления изданий, отражающие самые разные аспекты жизни людей? Право же, такое ограничение, на наш взгляд, выглядит искусственно и формально делит СМИ на «социально ориентированные» (с учетом приведенной тематики) и все остальные. Творческим коллективам такое прокрустово ложе ни к чему… Внутреннее чутье журналиста всегда подскажет, как лучше выстроить публикацию на любую из вышеперечисленных тем — надо только уметь слушать и слышать себя. А не популистов, у которых за громкими словами о патриотизме, здоровом образе жизни и прочем, прочем порой кроется глухота…
***
Евгения Трушина
Источник: PlanetaSMI.RU
Похожие новости: «Социально значимые СМИ — это все издания, освещающие жизнь общества», — Наталья Чайка, газета «Аспект» (Новосибирская область)