Это лишь на 7% больше показателя 2014 года (713 млрд руб.), когда объем российского рынка вырос сразу на треть. В условиях падения реальных доходов населения покупатели начали активно экономить, в том числе все чаще отдавая предпочтение недорогим товарам из китайских интернет-магазинов.
Объем рынка онлайн-ритейла в России по итогам прошлого года составил 760 млрд руб.— это лишь на 7% больше, чем было в 2014 году, говорится в исследовании АКИТ (объединяет 15 российских ритейлеров, ведущих бизнес в интернете; среди них — "Юлмарт", Ozon.ru, Lamoda, "М.Видео", "Эльдорадо", "220 Вольт" и др.) и "Почты России". "Наблюдается падение количества внутренних заказов на 17%, при этом количество отправлений из-за границы выросло на 75%",— отмечается в презентации исследования. Так, объем трансграничной интернет-торговли в 2015 году увеличился на 5%, до 219,2 млрд руб., а количество посылок из-за рубежа — вдвое, до 135 млн с 77 млн в 2014 году, из которых на Китай пришлось 90%. В денежном выражении доля трансграничной торговли в общем объеме выросла до 29% с 21%. При этом доля интернет-торговли в общем объеме российского ритейла в 2015 году составила 4%, свидетельствуют данные АКИТ. Потенциал роста у российского e-commerce большой: например, в Германии, США или Великобритании этот показатель вдвое-втрое больше.
Президент АКИТ Алексей Федоров называет две главные причины падения темпов роста рынка. Во-первых, российские покупатели стали считать деньги: если раньше они приобретали товары дорогих производителей, то теперь с куда большей охотой переходят на неизвестные бренды: "Это происходит в различных категориях — от одежды до электроинструментов". Кроме того, одновременно с этим россияне "утекают" на AliExpress, объясняет господин Федоров: "Многие россияне делают первую покупку по карте именно там, поскольку на AliExpress экстравагантно дешевые вещи: даже если качество вещи не устроит, с заплаченными за нее деньгами будет не так жаль расстаться". Так, более 60% заказов россиян в 2015 году из 64,1 млн трансакций не превышали €22.
Действительно, резкий рост популярности китайских интернет-магазинов — главное изменение в географии розничной онлайн-торговли за последние годы, говорится в декабрьском исследовании "Яндекс.Маркета" и GfK. За последний год их услугами воспользовались больше половины опрошенных — это на 30% больше, чем в 2014-м, и в два раза больше, чем в 2013 году, обращает внимание гендиректор "Яндекс.Маркета" Павел Алешин. В то же время он отмечает, что российские онлайн-магазины по-прежнему очень востребованы: в них делают заказы больше 90% покупателей. Господин Алешин указывает на рост трех трендов, зафиксированный в 2015 году: совместные покупки (хотя бы раз за последний год их совершали 22% опрошенных; чаще всего заказывают одежду и обувь, товары для детей и косметику), покупки с мобильных устройств (почти 30% опрошенных) и рост безналичных платежей.
"Почта России" доставила 128 млн отправлений с товарными вложениями из зарубежных интернет-магазинов, что в 1,8 раза больше, чем в 2014 году, и в 4,5 раза больше аналогичного показателя 2013 года. "До 2013 года "Почта России" стремительно теряла свою долю на рынке доставки посылок,— объясняет заместитель гендиректора предприятия по посылочному бизнесу и экспресс-доставке Сергей Малышев.— В 2014 году нам удалось переломить этот тренд, а в 2015-м — показать серьезный прирост даже на фоне сокращения общего количества интернет-заказов внутри России".
Продажи в целом выросли всего на 7%, при этом трансграничная торговля показала еще более скромный прирост — около 5%, говорит представитель "Связного" Сергей Тихонов: "Доходы людей сократились, они стали реже совершать покупки как в стране, так и за ее пределами". По его мнению, увеличение оборота в сегменте e-commerce произошло за счет роста цен, в том числе на одежду и электронику — объемообразующие категории в онлайн-ритейле.
Топ-10 интернет-магазинов по посещаемости в 2015 году
МестоНазваниеСреднее количество уникальных посетителей за месяц (млн)Процент пользователей, положивших что-либо в корзину
Место |
Название |
Среднее количество уникальных посетителей за месяц (млн) |
Процент пользователей, положивших что-либо в корзину |
1 |
Aliexpress.ru |
23.8 |
42 |
2 |
Ozon.ru |
9.2 |
21 |
3 |
eBay.com |
7.4 |
11 |
4 |
Mvideo.ru |
7.3 |
12 |
5 |
Eldorado.ru |
6.2 |
13 |
6 |
Wildberries.ru |
6.1 |
16 |
7 |
Ulmart.ru |
6.1 |
15 |
8 |
DNS-shop.ru |
6 |
10 |
9 |
Lamoda.ru |
5.5 |
14 |
10 |
Svyaznoy.ru |
5.4 |
10 |
Источник: TNS, АКИТ.
Роман Рожков
Источник: КоммерсантЪ
Оригинальный заголовок: Интернет-торговля зависла
Похожие новости: Самые дорогие компании рунета