Исчезновение газет из автоматов пассажиры подземки начали замечать еще в декабре. Гильдия издателей периодической печати (ГИПП) направила запросы в ГУП «Московский метрополитен» и в ООО «Газетные автоматы» с просьбой разъяснить ситуацию.
По словам исполнительного директора ГИПП Елены Шитиковой, метрополитен объяснил расторжение договора долгами ООО «Газетные автоматы» за аренду. В феврале метрополитен начал проводить демонтаж газетных автоматов.
Незадолго до этого в электронных СМИ появилась информация о том, что газетные автоматы якобы угрожают безопасности пассажиров и мешают их проходу.
«На самом деле проходу пассажиров автоматы не мешают и никакой опасности не представляют - похожие автоматы установлены на многих вокзалах Европы, и пока в мире не было случаев, чтобы кто-то из пассажиров получил травму благодаря газетному автомату», - комментирует директор Национального исследовательского института радио и телевидения Алексей Самохвалов.
Он напоминает, что газетные автоматы на пути пассажиропотоков существуют еще с советских времен. Их внедрил Никита Хрущев после поездки в США в 1956 году. Тогда Хрущев воодушевился увиденными в Штатах торговыми автоматами и велел начать продавать в СССР через автоматы прессу, лимонад, квас, сигареты, бутерброды.
Но сегодня на 60-летней истории автоматов по продаже газет может быть поставлен крест. Впрочем, как говорит Елена Шитикова, метрополитен сообщил о намерении возобновить продажу газет через автоматы «в рамках программ по благоустройству». В течение года якобы будет объявлен конкурс и найден новый оператор. Но доверять этой «декларации о намерениях» особых оснований нет, считает Алексей Самохвалов: «Старые автоматы демонтируются, а установка новых вряд ли окупит себя в условиях кризиса: цена одного газетного автомата составляет около трех тысяч долларов, всего же в Москве их было установлено около тысячи. Вероятнее другой вариант: конкурс либо не будет объявлен, либо метрополитену просто не удастся найти нового оператора».
Если бы изгнания уже стоящих автоматов из подземки не случилось, они вполне могли бы успешно пережить кризис. Как считают в руководстве ГИПП, благодаря большой проходимости издания в автоматах раскупались очень хорошо, возврат непроданных изданий был небольшой.
«В итоге мы придем к ситуации, когда купить свежую газету будет по большому счету негде, - комментирует Алексей Самохвалов. - Да, были газетные киоски, но их количество стараниями московских властей заметно поубавилось. Подписка не спасет ситуацию, так как даже в ближайшем Подмосковье почта «оптимизировалась». Теперь почтальон приносит прессу раз в три дня. За это время ежедневные газеты уже теряют свою актуальность. Это нарушает право граждан на информацию: получается, что свежую газету в столичном регионе купить все труднее и труднее.
По мнению Самохвалова, газетные ларьки и автоматы нужно вовсе освободить от арендной платы, так как они выполняют социальную функцию. Он напоминает, что президент России неоднократно заявлял о необходимости поддерживать в кризис печатные СМИ:
«На деле же вместо поддержки происходит ликвидация института распространения, которая ставит под вопрос саму возможность существования в сегодняшней России издательской деятельности».
Аделаида Сигида
P.S. Демонтированные в московском метро газетные автоматы купил один из региональных предпринимателей. Далеко не все регионы считают, что издательский бизнес - пропащее дело.
Источник: Мир новостей