Компания удовлетворила 27% обращений, по 73% ответили отказом, в том числе по 9% - частичным отказом (выполнила требования в отношении части ссылок из обращения), говорится в сообщении "Яндекса".
Больше половины (51%) обращений поступило в отношении ссылок на достоверную, но не актуальную информацию.
Менее трети (30%) обращений касались удаления недостоверной, по мнению заявителя, информации, 23% - информации о погашенных судимостях, 3% - информации о преступлениях с истекшим сроком давности, 19% - информации, распространяемой с нарушением закона, 25% - информации, которую заявители сочли неактуальной по другим причинам.
Как решать, что удалять
В компании объяснили, что высокая доля отказов связана с тем, что зачастую "Яндекс" не может проверить, достоверна информация или нет, нарушает ее распространение чьи-то права или какие-либо законы.
"Часто при рассмотрении таких обращений нужно определить, имело место какое-то событие или нет. Например, человек требует удалить ссылку на сайт, где его обвиняют в том, что он некачественно выполнил работу или взял деньги в долг и не вернул. У "Яндекса" нет ни технической возможности, ни правовых оснований выяснить, так ли это на самом деле. Поэтому мы отправляем людей в суд. В результате для многих заявителей закон работает не так, как они ожидают: люди рассчитывают на то, что "Яндекс" сам установит достоверность информации или факт нарушения закона. Еще до принятия закона представители интернет-индустрии и эксперты обращали внимание на эту проблему, но в законе это учтено не было", - заявила интернет-компания.
С достоверной информацией, которую заявитель считает неактуальной, ситуация еще сложнее. По закону это информация, "утратившая значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя". Это довольно широкое определение, под которое подпадает множество ситуаций, отмечает "Яндекс".
"Как быть, когда врач требует удалить ссылки на все ресурсы с негативными отзывами о нем?" - удивляется компания. "Он мотивирует это тем, что отзывы написаны давным-давно, и информация неактуальна. По закону поисковик обязан выполнить требование. В итоге пользователи найдут только хорошие отзывы, то есть доступ к части информации будет ограничен. Однако любые отзывы о работе врача - это важная, общественно значимая информация. В ходе обсуждения закона "о праве на забвение" не раз отмечалось, что при решении вопроса о неактуальности информации нужно учитывать критерий ее общественной значимости. Но в законе прямо это не указано".
Что просят удалить
За время действия закона "Яндекс" получил более 700 обращений от людей, информация о которых может быть предметом общественного интереса.
Часто люди требуют удалить из поисковой выдачи информацию об организации, где они работают, или любую другую информацию, которая не имеет к ним отношения, но почему-то им не нравится. Однако по закону человек вправе требовать от поисковой системы удаления ссылок на недостоверную, незаконную или неактуальную информацию только о нем самом и только тогда, когда эти ссылки находятся в поиске по запросам, содержащим его имя или фамилию.
"Яндекс" предлагает исключить возможность требовать удаления из результатов поиска ссылок на недостоверную или незаконную информацию без решения компетентных органов. Кроме того, нужно добавить критерий общественной значимости при рассмотрении обращений об удалении неактуальной информации, отмечает "Яндекс". Также компания считает целесообразным предоставить поисковикам право самостоятельно определять форму обращений к ним. Это позволит использовать электронную форму подачи обращений и ускорит их обработку.
Источник: Интерфакс
Оригинальный заголовок: "Яндекс" ответил отказом на 73% обращений закона "о праве на забвение"
Похожие новости: Право на забвение: есть, но не работает