Законопроект, который принципиально меняет взаимоотношения производителей и поставщиков с одной стороны и торговых сетей — с другой, не рассматривается уже год, поправки блокируют крупные ритейлеры, уверена "Опора России". Но в условиях падения уровня жизни населения власти не рискуют идти на радикальные меры, которые могут снизить доходы торговых сетей, опасаясь, что те в ответ взвинтят цены.
В распоряжении "Ъ" есть письмо "Опоры России" председателю Госдумы Сергею Нарышкину, в котором глава объединения Александр Калинин просит ускорить рассмотрение поправок к закону "О торговле", снижающих размер бонусов, взимаемых сетями с поставщиков, и сроки оплаты товара. В январе прошлого года группа сенаторов и депутатов во главе с председателем комитета по безопасности Госдумы Ириной Яровой внесла законопроект, предусматривающий снижение допустимого размера совокупных выплат поставщиков ритейлерам до 3% (сегодня только премия за объем закупки — ретробонус — может составлять 10%) и ускорение расчета между розницей и производителями до 5-35 дней (в зависимости от длительности хранения продукта) вместо 10-45 дней.
Господин Калинин напоминает, что после принятия поправок в первом чтении (в мае прошлого года) было решено доработать документ. "Ведущими отраслевыми союзами поставщиков, а также "Опорой России" были представлены свои предложения. Вместе с тем дальнейшее согласование законопроекта так и не продвинулось",— пишет он.
Затягивание принятия изменений в закон "О торговле" выгодно в первую очередь ритейлу, уверен член президиума "Опоры" Алексей Небольсин.
"На кону около 540 млрд руб., которые сейчас находятся у сетей, а если принять законопроект, они останутся у производителей",— говорит он. Длительная подготовка законопроекта ко второму чтению связана с тем, что до сих пор не получены поправки от правительства, подчеркивает один из авторов законопроекта, зампред комитета Госдумы по экономической политике Виктор Звагельский. В Минпромторге, ответственном за разработку правительственных поправок к закону "О торговле", отмечают, что долгая подготовка законопроекта связана с согласительными процедурами, а также проработкой замечаний государственно-правового управления президента РФ. При этом в министерстве сообщили, что направили доработанный проект поправок в правительство 17 марта. В последней версии документа допустимый совокупный размер выплат за продвижение продтоваров в сетях поднят уже до 5%, а сроки оплаты продуктов увеличены до 8-40 дней. "Мы видим в затягивании умышленный процесс — вероятно, ритейлу удалось убедить правительство в ненужности предложенных изменений",— рассуждает господин Звагельский. Топ-менеджер крупного производителя напоминает, что еще осенью Минэк подготовил оценку регулирующего воздействия законопроекта, в котором прогнозировался рост цен на продовольствие после принятия поправок. В условиях падения уровня жизни населения власти будут крайне осторожно подходить к вопросу повышения нагрузки на торговые сети, так как ритейлеры в ответ могут повысить цены.
По данным недавнего опроса "Левада-центра", 77% россиян обеспокоены ростом цен, называя ее самой острой проблемой общества. В феврале продовольственная инфляция составила 6,4% в годовом выражении, подсчитал Росстат. Глава Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Ломакин-Румянцев считает, что причиной длительного непринятия поправок к закону "О торговле" является не ритейл, а радикальные изменения на рынке. "Законопроект готовился в тот период, когда отечественные производители проигрывали иностранным, сейчас из-за продуктового эмбарго расклад сил поменялся, поэтому и поправки должны быть другими",— говорит господин Ломакин-Румянцев. Предлагаемые изменения никак не смогут надлежащим образом помочь сдерживанию цен, добавляет он, и выигрыш от принятия этих поправок получат, например, импортеры, которым уменьшат сроки оплаты за счет средств российских сетей. Если власти хотят помочь отечественным производителям, то решения должны быть более адресными, отмечает глава АКОРТ.
При этом отечественные производители остаются заинтересованы в ограничении объема совокупных выплат. "Эта мера направлена на ликвидацию практики навязываемых или фиктивных услуг, однако многие игроки рынка опасаются, что недобросовестные участники рынка смогут обходить предлагаемые ограничения",— говорит директор по развитию "Руспродсоюза" Дмитрий Востриков. Он признает, что основные спорные моменты должны улаживаться через инструменты саморегулирования.
Анастасия Дуленкова
Источник: КоммерсантЪ
Оригинальный заголовок: Бонусы запутались в сетях
Похожие новости: Депутаты планируют внести поправки в закон "О торговле" до конца года