С другой — издательское сообщество, привыкшее видеть в мобильных «ручниках» спасение для снижающихся розничных тиражей, категорически против их уничтожения. Кто в этом споре прав — попробуем разобраться с помощью наших экспертов и фотоаппарата.
История вопроса
Для справедливой оценки действительности наших дней необходимо немного углубиться в историю. Торговцы газетами с рук, на профессиональном «печатном» сленге называемые «ручниками», в нынешнем своем виде появились на российском рынке, как и многие другие формы торговли, на заре перестройки. Хотя еще по книгам и хроникам нам знаком образ озорных мальчишек, шныряющих по улицам городов и горланящих что-то вроде «Инспектор Трентон подозревает! Алмаз "Око света" потерян! Покупайте газеты!». Однако в советские времена процесс распространения прессы был централизован благодаря системе ЦРПА «Союзпечать». Тем не менее, развитие малого предпринимательства в начале 90-х вдохнуло в систему «ручников» вторую жизнь. В это время в нашей стране начались реальные рыночные преобразования, стал формироваться сектор малого бизнеса, были заложены основы его сегментирования. Именно в тот сложный для страны период многие частные предприниматели, в попытках найти себя в изменившихся рыночных условиях, выбрали стезю продавцов газет. И тогда их услуги были более чем востребованы. На фоне рухнувшей системы «Союзпечати» и еще не оформившейся новой рыночной среды, интерес к наконец-то ставшему доступным печатному слову среди наших сограждан зашкаливал. Тиражи газет, журналов и книг разлетались миллионами экземпляров. Это, в свою очередь, позволяло издателям на вырученные средства запускать новые проекты. Таким образом сегодня можно с уверенностью говорить, что «ручники» сыграли одну из важнейших исторических ролей в процессе формирования издательского рынка России. И поэтому не удивительно, что в 90-е и 2000-е годы их число на улицах городов непрестанно росло. По подсчетам газеты «Коммерсантъ» в начале 2004 г. только в одном московском метро трудилось около 450 «ручников» (и еще примерно столько же лоточников и киоскеров с печатной продукцией).
Без перемен
Развитие торговли, появление новых форматов, внедрение (в том числе по причине появления соответствующих требований со стороны городских властей) передовых форм и архитектур шаг за шагом начали приближать нестационарные киоски к цивилизованным европейским образцам. Чего не скажешь о «ручниках», которые и поныне, как в годы перестройки, как и в 90-е, и в 2000-е стоят с тележками и на коробках. Конечно, навести порядок в «ручном сегменте» рынка продаж прессы власти тоже пытались, однако ощутимых результатов это не принесло.
Вот так, например, выглядели продавцы прессы с рук в начале 2000-х годов в Москве:
А вот так они выглядят в наши дни — отсутствие значительных изменений, как говориться, на лицо:
Но неопрятный внешний вид (отрицать который, после увиденного никто не будет) — это еще полбеды. Более весомой проблемой представляется «теневая составляющая» этого сегмента рынка.
Вот так в 2013 году описывала сложившуюся картину Юлия Казакова, тогда — заместитель руководителя Департамента СМИ и рекламы г. Москвы (ныне — первый заместитель):
С «ручниками» ситуация довольно сложная. Начать хотя бы с того, что в этой сфере очень много несанкционированной торговли, которая ведется на основе поддельных документов. Используя номер бланка разрешения, принадлежащего другому, и мою подпись, создаются потрясающие подделки. Иногда доходит просто до смешного: то разрешение оказывается написанным вручную и в произвольной форме, чего быть в принципе не может, то фотографию мою из Интернета возьмут, то напишут, что я лично чуть ли на не всю жизнь этому человеку разрешила торговать на данном месте... И даже бывают «разрешения», которые я якобы выдала вообще на реализацию каких-то сим-карт. И вот с такими поддельными разрешениями эти «ручники» стоят на улицах Москвы.
Тогда же, в 2013 году, Москва приняла принципиальное решение — заменить всех «ручников» пресс-стендами. Поданным Департамента СМИ и рекламы г.Москвы до 2017 г. в столице должно появиться 500 пресс-стендов. Но это — в будущем. А пока же продавцы с рук по-прежнему стоят на улицах Москвы.
Страдают от «ручников» не только москвичи-эстеты и городской бюджет, но и их коллеги по отрасли — газетные киоски. Каждый из киоскеров расскажет вам с десяток историй, когда, невзирая ни на какие утвержденные схемы размещения, «ручник» принципиально становится рядом со стационарным киоском. К последнему вереницей тянутся «прирученные» киоскером покупатели, которых «ручник», не потративший никаких ресурсов на раскрутку торговой точки, с удовольствием перехватывает. В таких случаях падение ежедневной выручки киоска составляет 60-70%. Возмущение киоскеров подобным поведением «ручников» оправдано и понятно.
А что же издатели?
Несмотря на славное прошлое, позволившее «ручникам» заслужить статус одних из основоположников российского рынка печатных СМИ, сегодня отношение к ним со стороны издателей заметно изменилось. Да, эта форма продаж по-прежнему является одной из самых эффективных в силу своей мобильности (а значит, способности перехватывать трафик). Однако воспользоваться этим ее преимуществом может лишь ограниченное число СМИ — распространяемый «ручником» ассортимент логично ограничен. Вот что писала на этот счет в апреле 2015 года газета «Литературная Россия»:
…посносив зачастую вполне добротные киоски «Печать», «Пресса» и проч., где был более-менее широкий ассортимент газет и журналов (в том числе и культурно-значимые издания), судя по всему, чиновники совершенно без внимания и контроля оставили «лоточников» и «ручников», которые повсюду торгуют исключительно коммерческим и ходовым товаром. И с которыми <…> договориться о реализации нашей, так необходимой читателям в Год литературы, газеты практически невозможно.
Возмущение не попавших в ассортимент «ручников» издателей понятно, однако и самих «ручников» понять тоже нужно: в стране зарегистрированы десятки тысяч изданий, не таскать же все на руках! Оправдан выбор и топ-ассортимента — самые востребованные читателями издания быстро расходятся.
В защиту торговцев рук нужно сказать и то, что, несмотря на всю свою неопрятность, ассортиментную ограниченность и дерзкое поведение, они все же являются частью важнейшего канала распространения печати — розничных продаж, который все последние годы по всей стране подвергается сносам, гонениям и административным придиркам. А уж про экономические проблемы газетной розницы, из-за которых даже не тронутые властью киоски массово закрываются, говорено уже не раз…
И каковы бы не были прегрешения «ручников», эти продавцы все ж таки обеспечивают продажи хотя бы для части издателей, поэтому (перефразируя известную пословицу про копейку и рубль) можно сказать: ручник рынок бережет.
«За» и «против»
Наша редакция обратилась к экспертам чтобы выслушать их доводы за и против «ручников».
Сергей Цыганов, исполнительный директор ИД «Собеседник»:
— Сегодня, в экономически сложное время, печатная пресса очень нуждается в поддержке. Любая торговая точка, пусть даже самая маленькая, любой «ручник», продающий не менее 50-60 наименований газет и журналов в день, а за неделю — более 200 наименований — это уже помощь нашему рынку. Почти всегда «ручники» продают прессу там, где нет киосков печати, купить газеты и журналы можно только у них! 200 «ручников» в городе Москве ежемесячно продают очень большие объемы тиражей нескольких сот газет и журналов. Может быть, высказываемая сегодня идея об упорядочивании в Москве ручной торговли в целом и имеет право на жизнь, однако она явно несвоевременна. В кризис не надо ничего ломать, а надо сохранять и дополнять.
Отдельно отмечу, что продающие газеты «ручники» — это не российская специфика, а один из популярных и эффективных способов распространения СМИ во многих столицах Европы. Я сам неоднократно наблюдал распространителей с рук на улицах Парижа, Вены и во многих городах Германии. Разве это плохо?... Любая торговая точка, продающая хоть что-то из периодики — это нужно и важно для издателей. Печатные СМИ необходимо поддерживать всеми возможными способами, а не добивать.
Алексей Федотов, генеральный директор ХК «Сегодня-Пресс»:
— «Ручники» — устаревший формат торговли, который не присутствует сейчас ни в одной из развитых экономик. Да, еще лет 30-40 назад они были актуальны, но сейчас «ручник» — признак экономики депрессивной. Если по каким-то причинам на конкретном месте нет возможности поставить полноценный киоск в 6-8 кв.м., то его заменяет торговая точка мини-формата, вроде распространенных в США ньюс-стендов, позволяющих создавать киоскеру нормальные условия работы. Это тем более актуально для московского региона, где погодные условия большую часть года достаточно агрессивны.
Помимо вопроса гуманности по отношению к сотрудникам, не стоит забывать и про экономический аспект: «ручники» не приносят денег в бюджет, так как большая их часть работает «в черную». Минимизируя свои затраты перед налоговой и другими службами, эти распространители имеют возможность выставлять минимальные цены, что конечно же выгодно работающим с ними издателям, так как их тиражи за счет низкой цены уходят быстрее. Таким образом киоски прессы оказываются в дискриминационных условиях.
Более того, если согласно правилам московский «ручник» должен размещаться компактно и на строго определенном месте, то по факту он, превратившись в развал с тюками и коробками, принципиально встает рядом со стационарным киоском, оттягивая от него покупателей. Полноценно же отслеживать их размещение в современных условиях власти Москвы не могут.
Обратившись в киоск покупатель, помимо своего издания, видя широкий ассортимент, покупает еще что-то. Таким образом даже не самые ходовые и новые для рынка издания имеют шанс быть замеченными. Разместившийся прямо у киоска «ручник», перебивая трафик, лишает их этого шанса. Тогда как у него самого ассортимент крайне ограничен небольшим пулом топовых газет и журналов. Да, этот пул будет отстаивать интересы «ручников», но разве это справедливо в отношении всего издательского рынка?...
Александра Вознесенская
Источник: PlanetaSMI.RU
Похожие новости: О продажах периодической печати «с рук»