Все они отражены в итоговых материалах слушаний. Конечно, за один день никому не удастся реализовать такое богатство идей, но работать в этом направлении надо.
Отмечу, что предложения медиаотрасли по поддержке печатных СМИ, сформулированные в письме главных редакторов четырех ведущих газет страны и дважды врученные лично президенту Путину, так и не получили реализации. Вообще, вопрос невыполнения указаний президента поднимался несколько раз, но дать четкий ответ, почему так произошло, никто не смог.
На мой взгляд, главная причина нереализации поручений президента — полная пассивность кабинета министров во главе с Дмитрием Медведевым. Надо называть вещи своими именами: именно неспособность! Нежелание кабинета министров заниматься медиаотраслью привело к тому, что ни одно из поручений президента так и не было выполнено. И именно поэтому на нашем рынке получили развитие все те негативные тенденции, о которых говорили уже многократно: и в системе распространения, и в полиграфии, и в сегменте рекламы…
Прошедшие в Общественной палате слушания выявили, что куда не кинь — везде клин, начиная с производства и бумаги и заканчивая киосками и подписными агентствами. Везде серьезные проблемы, которые год от года только усугубляются.
Нет, конечно на российском рынке есть островки благополучия. Это, например, Липецк и Воронеж, где арендная ставка под киоски прессы составляет не сумасшедшие московские 2 тыс. руб. за один квадратный метр, а всего 12 (в Липецке) или вообще ноль (в Воронеже). Когда видишь подобные примеры, понимаешь, как должно быть на самом деле и как может процветать медиаотрасль, когда власти понимают ее значимость для общества. На фоне этих двух регионов видно, насколько сильно деградировала вся остальная страна.
На мой взгляд, спасти печатные СМИ России может реализация принципа «трех нулей». Что имеется в виду? Первый «ноль» — это нулевая ставка НДС для медиаотрасли. Эта идея тесно связана с инициативой Совета по правам человека, глава которого Михаил Федотов предлагает внести в законодательство ряд поправок, касающихся поддержки СМИ, в том числе приравнять издание и распространение СМИ к социально значимым услугам. Не ошибусь, если скажу за всю отрасль: наше счастью будет немереным, если инициатива СПЧ воплотиться в жизнь. Подписка, розница, производство и распространение всей печатной периодики и книг должны иметь нулевой НДС, как это и происходит во многих европейских странах, например в Великобритании.
Второй «ноль» касается подписки и подразумевает обнуление стоимости доставки населению всех подписных изданий. Иными словами, нужно сделать так, чтобы вся подписка в части ее доставки для населения стала бесплатной. Но сделать это можно только с помощью государства. Это означает введение нулевого тарифа для «Почты России» по доставке подписных изданий. Может сегодня Почта это сделать? Нет, не может. Она является коммерческим предприятием, и при всем желании руководства Почты реализовать эту, во многом фантастическую, идею говорить о ее выполнении несерьезно. Однако вернемся к международному опыту. Во многих странах от Америки до Китая поддержка медиарынка реализуется именно в части дотаций на доставку подписных газет и журналов. Поэтому здесь пресса доступна для населения. А у нас — нет. Россия — единственная в мире страна, где пресса по подписке стоит дороже, чем в розницу. Это возмутительный факт! Нонсенс! Поэтому за прошлый год населению РФ было доставлено всего лишь 700 млн. экземпляров прессы, а двумя годами раньше эта цифра составляла около 1 млрд. экземпляров.
Вся суть подписки именно в том, что человек имеет возможность получить требуемое издание дешевле за счет внесения оплаты за него заранее. Однако наше государство отвернулось от населения… Поправить ситуацию и изменить положение может только оно. Если «второй ноль» воплотиться в жизнь, подписка станет дешевле розницы, а значит, будет интересна и доступна для каждой семьи. Она вновь станет важным элементом информационного обеспечения населения, повышения культуры, привлечения к чтению.
Наконец, третий «ноль», который нужен нашей отрасли, — это нулевая арендная ставка для киосков прессы и книжных магазинов. И это не фантастика: подобная инициатива уже реализована в Воронеже, а значит возможна. Если позитивный опыт Воронежа распространить на все субъекты РФ, этот шаг станет принципиально важным для развития и книгоиздания, и издания печатных СМИ в России, так как сделает работу торговых точек по их распространению более эффективной.
Неудивительно, что судьба киосков прессы и книжных магазинов волнует всех участников издательского рынка. Однако судьба их от года к году становится все печальнее. Книжных магазинов сегодня у нас меньше, чем в царской России, а киосков прессы на душу населения в 10 раз меньше, чем в Европе. В Москве пресса изгнана даже из метро! Это уже действительно ни в какие ворота не лезет. Главная транспортная артерия столицы некогда самой читающей страны в мире сегодня осталась без прессы.
Правда, известно, что на этот год запланировано проведение аукционов на предоставление прав на торговлю прессой в метро. Но что такое аукционы в Москве? Это, безусловно, серьезное торговое событие, в котором побеждают большие деньги. Разве в аукционах могут победить распространители, работающие с таким низкомаржинальным товаром, как газеты? Да никогда в жизни! В Москве еще не было такого прецедента, чтобы победитель аукциона мог отбить затраты путем продаж исключительно прессы. Если таковые на аукцион и заявлялись, то впоследствии они начинали торговать более доходными категориями товаров — от продуктов до компьютерных прибамбасов.
Тут вновь всплывает «третий ноль» из озвученных выше принципов. Нулевая арендная ставка для всех торговых объектов прессы и книг стала бы идеальным решением всех проблем печатной отрасли. А их гигантское количество. В предлагаемой мною концепции «трех нулей» сконцентрированы главные идеи, способные спасти нашу отрасль.
Источник: alexander-oskin.livejournal.com