В круглом столе приняли участие более 50 человек, среди которых были представители Роскомнадзора, депутатского корпуса, эксперты медиарынка и журналисты. Ведущим круглого стола выступил президент Союза Издателей «НАИ» А.В.Авдонин.
Открывая мероприятие, А.В. Авдонин отметил, что с прошлых парламентских выборов изменилась законодательная база РФ. Были приняты многочисленные изменения и поправки в законодательство, касающиеся работы журналистов. В связи с этим Союз издателей «НАИ» совместно с Союзом журналистов России решили в преддверии выборов организовать встречу с представителями Роскомнадзора, депутатами для проведения консультаций. В своем вступительном слове он обратил внимание собравшихся на то, что законы уже приняты и им необходимо следовать, но при этом еще имеется возможность их обсудить и предложить поправки, активно взаимодействовать с коллегами из Государственной Думы на этапе подготовки этих поправок. Основная задача круглого стола – получить пояснения и разъяснения, как избежать ошибок, как не попасть под санкции государственных контролирующих органов.
Л.В.Богданов, председатель Союза журналистов России, поблагодарил за своевременную инициативу в обсуждении проблемы парламентских выборов 2016 и прессы.
Он с сожалением заметил, что сейчас журналисты стали не «четвертой властью», а «журналюгами». В качестве примера Л.В.Богданов привел опубликованную в «Новой газете» статью секретаря Союза журналистов России Л.В.Никитинского о самарском губернаторе, нанявшем команду блогеров и журналистов, которые получили от него премии в связи с избирательной компанией. В итоге выяснилось, что количество журналистов было существенно меньше, чем выдано премий.
Несмотря на то, что в Советском Союзе в основу выпуска прессы были положены принцип партийности и народности, в то время журналисты умудрялись оставаться журналистами, отметил Л.В.Богданов. Он подчеркнул, что чиновников можно критиковать сколько угодно, но не все зависит от законов, от власти. Гораздо больше зависит от самих журналистов, от издателей, чем от чиновников.
Во время избирательной компании для журналистов существует два пути, сказал далее Л.В.Богданов. Один путь, вроде бы, простой и примитивный – реклама кандидата за деньги. Другой путь – журналистское расследование, когда журналист пытается разобраться в том, кто претендует стать народным избранником. Это более сложный путь, в том числе и в плане оплаты. Здесь трудно быть искренним и честным, но это единственный способ не потерять себя, не потерять доверия общества, людей, ради которых работаешь.
А.В.Оськин, председатель правления АРПП, в своем выступлении акцентировал внимание собравшихся на том, что на собрании коллектива «Московской правды», одной из старейших газет страны, было объявлено, что по экономическим причинам газета прекращает выпуск в бумажном формате и целиком переходит на цифровой с 1 июля 2016 года, что говорит о развивающемся кризисе в медиаотрасли.
А.В.Оськин заявил, по данным АРПП, продолжается падение подписки на газеты и журналы. За 2015 год оно составило 200 миллионов экземпляров, хотя падение в рублях, не столь сильно заметно и составило 4%. А.В. В этой ситуации предстоящие выборы станут испытанием и для власти, и для СМИ. Но что будут значить СМИ, если у нас рушится институт подписки, розница. В стране закрываются по 7 киосков в день, а книжных магазинов в стране осталось меньше, чем было в царские времена.
А.В.Оськин озвучил концепцию «Трех нулей», которая может изменить ситуацию в отрасли:
1. Необходимо ввести нулевой НДС на издания и распространение печатных СМИ.
2. Ввести нулевая стоимость доставки печатных изданий, чтобы подписка стала дешевле розничной цены.
3. Ввести нулевую арендную ставку для киосков и книжных магазинов.
Если это будет реализовано в перспективе, то отрасль экономически оживет.
М.А.Кузнецова, начальник отдела надзора в сфере массовых коммуникаций Роскомнадзора, остановилась на ошибках, которые совершаются редакциями, главными редакторами при информационном обеспечении выборов.
Докладчик отметила, что журналистами должны соблюдаться правила равенства кандидатов, достоверность распространения информации. Она обратила внимание на то, что при опубликовании статей о кандидатах не следует добавлять в текст редакционные комментарии. Информация о кандидате должна идти отдельным блоком в издании. Должно быть соблюдено правило о свободном, равном информировании обо всех кандидатах, без ущемления их прав.
М.А.Кузнецова в своем докладе, основываясь на статистике зафиксированных Роскомнадзором нарушений, связанных с избирательными кампаниями, указала, что основной ошибкой, приводящей к нарушениям редакциями законодательства, является порядок обнародования агитационных материалов в СМИ.
Следующим часто встречающимся нарушением является публикация материалов вне агитационного периода и проведение агитации лицами, которые не имеют права ее проводить.
В своем выступлении М.А.Кузнецова также обратила внимание собравшихся на то, что Роскомнадзор осуществляет мониторинг средств массовой информации и следит за соблюдением избирательного законодательства. Далее докладчик объяснила схему, по которой действует Роскомнадзор в случае обнаружения нарушений в агитационных материалах на примере опубликования опроса общественного мнения в СМИ.
Выступающая акцентировала внимание на том, что СМИ не должны открыто призывать голосовать за того или иного кандидата.
Еще одним часто встречающимся нарушением, подпадающим под статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является предоставление электронным и печатным СМИ эфирного времени и печатной площади кандидатам для размещения агитационных материалов за плату без заключения письменного договора. В обязательном порядке СМИ должны публиковать расценки, единые для всех кандидатов, за исключением СМИ, которые учреждены партиями и избирательными учреждениями или кандидатами.
Докладчик обратила внимание на то, что агитационный материал не подлежит редакционной правке.
Редакция имеет право отказать кандидату в публикации его агитационных материалов, если в них содержится недостоверная информация, призывы к межнациональной, социальной розни. За агитационные материалы ответственность несет кандидат, а не редакция.
Представитель Роскомнадзора напомнила, что агитационный период составляет 28 дней до дня голосования.
Она разъяснила, что в отношении терминов «экстремизм» и «терроризм» у Роскомнадзора нет иных определений, кроме как указанных в законодательстве.
Далее выступил В.С.Шурчанов, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи.
Он заявил, что Комитет понимает, что сложившаяся ситуация с газетами и со СМИ ухудшается. После встречи четырех главных редакторов ведущих федеральных газет с президентом РФ, на основании их предложений Комитетом был подготовлен документ, содержащий основные требования к правительству, которые должны быть донесены до каждого министра, председателя правительства.
Среди требований докладчик перечислил следующие:
1. Дотация почтовой подписки.
2. Пересмотр налоговой политики.
3. Снижение пошлины на ввоз бумаги.
4. Отнесение до 30% возврата печатных СМИ на затраты предприятия.
Выступающий перечислил, какие изменения, касающиеся СМИ и журналистов, произошли в избирательном законодательстве с момента последних парламентских выборов.
1.Теперь кандидаты в течение 28 дней могут свободно давать интервью любым СМИ.
2.Отменено досрочное голосование. Вместо него будет голосование по открепительным удостоверениям. В избирательный закон внесли статью, которая разрешает на местах, где сосредоточено большое количество занятых сотрудников, например, стройка, руководитель этой организации имеет право обратиться в избирательную комиссию, и избирательная комиссия вправе разрешить организации создать временный избирательный участок.
3. Изменения в аккредитации журналистов и наблюдателей.
Спикер отметил, что фракция КПРФ в Государственной Думе планирует обратиться в Конституционный суд для проверки норм избирательного законодательства, ограничивающих доступ журналистов на избирательные участки во время выборов.
Д.Е.Токарский, секретарь Союза журналистов России, в своем выступлении обратил внимание собравшихся на то, что в регионах достаточно часты кадровые перестановки журналистов по экономическим причинам. Такое происходит каждый месяц. В итоге может оказаться, что в регионах присутствие журналистов на избирательных участках резко сократится. Контроль за голосованием со стороны прессы в регионах будет серьезно ослаблен в отличие от крупных городов.
После выступлений основных докладчиков слушаний среди участников мероприятия развернулась дискуссия по актуальным проблемам участия журналистов в освещении выборов. Докладчики ответили на вопросы по данной проблеме.
Подводя итоги Круглого стола, А.В.Авдонин отметил, что Союз издателей «НАИ» обобщит все прозвучавшие предложения в адрес ЦИКа, Роскомнадзора, других органов власти, подготовит список вопросов, связанных с методикой аккредитации журналистов, после чего данный документ будет передан в ЦИК для получения разъяснений. Также предложения и просьбы, высказанные на круглом столе, будут направлены в Роскомнадзор и другие органы власти.
Пресс-служба НАИ