***
Андрей Авдонин, генеральный директор ИД «Мир новостей», президент Союза издателей «НАИ»:
— В последние годы, сопровождавшиеся все более усугубляющимся кризисом в печатных СМИ, эксперты отрасли, неоднократно встречаясь на тематических заседаниях, активно искали ответ на вопрос: выжить в нынешнее экономически сложное время? Нами принимались решения, писались обращения, составлялись рекомендации... Но ни один из этих шагов так и не позволил изменить ситуацию в лучшую сторону. Почему? Ответ прост: у отрасли печати не разработан механизм донесения предложений до высших кабинетов власти. Разработка такого механизма — первый и самый необходимый для нас на сегодняшний день шаг.
Задача: создать межотраслевую лоббистскую группу в правильном понимании значения этого термина. В эту группу должны войти люди, пользующиеся авторитетом как в издательской отрасли, так и во властных структурах. Именно с их помощью мы сможем доносить конкретные предложения непосредственно до тех лиц во власти, от которых зависит принятие спасительных для рынка решений — как политических, так и экономических.
В политическом блоке необходимо учесть две группы задач: стратегические и тактические.
В стратегической группе должны быть саккумулированы решения, являющиеся основой жизнедеятельности нашей отрасли на ближайшие годы.
В первую очередь сюда следует отнести принятие новой редакции закона о СМИ, вернее сказать — вообще нового закона о СМИ, учитывающего современные реалии медиарынка России. В том числе — внесение печатных СМИ и отраслей, связанных с их производством и распространением, в разряд социально значимых.
Еще одной важной политической задачей является сохранение отделений почтовой связи «Почты России» как важного инструмента института подписки. Не секрет, что сегодня ОПС во многих удаленных селах и деревнях являются чуть ли единственным способом получения доступа к печатному слову. Кроме того, в регионах подписка является основным средством существования для большинства изданий.
Президент страны Владимир Путин уже неоднократно давал поручения о необходимости поддержки печатных СМИ. Государственная структура, коей является «Почта России», может стать драйвером роста интереса к печатному слову. Но для решения этой задачи требуется политическая воля.
Сейчас чиновники на местах относятся к почте как к коммерческому предприятию. Любая активность рассматривается через призму конкурсов и аукционов, будь то открытие новых отделений или даже временных мобильных пунктов подписки в местах массового скопления потенциальных подписчиков. Чиновники института образования, например, выискивают коммерческую составляющую даже в простом предложении ввести уроки подписки и прививать культуру чтения и подписки на газеты и журналы с юношества. Пока почта не перестанет рассматриваться сугубо как бизнес-структура, и не перейдёт в разряд социально значимого объекта, с закреплением соответствующего статуса и полномочий на законодательном уровне, к сожалению, мы кардинальных изменений в отрасли не увидим.
Возвращаясь к перечню оперативных политических задач, стоящих сегодня перед отраслью, добавлю о необходимости включения в него вопроса, связанного с изменением отношения местных властей к поддержке печатных СМИ и средств их распространения. В настоящее время решение о поддержке или не поддержке печати находится в зоне ответственности местных властей. Там, где губернаторы руководствуются не только решением сиюминутных задач, но смотрят в будущее, печатная пресса активно развивается. Примером таких регионов могут служить Липецкая, Воронежская, Омская области, власти которых не только учли рекомендации Минкомсвязи по условиям реализации печатных СМИ (приказ Минкомсвязи РФ №197), но продемонстрировали даже лучшие результаты по некоторым параметрам. К сожалению, опыт перечисленных регионов на всей остальной территории страны не учитывается, и указанные в приказе Минкосвязи параметры больше нигде не соблюдаются. На местах поддерживаются в основном только карманные СМИ, а киосковые сети выжигаются каленым железом: за последние несколько лет количество киосков прессы по стране сократилось вдвое.
Решением данной проблемы может стать введение в оценку эффективности деятельности губернаторов критерия о поддержке печатных СМИ и системы их распространения. Тем более что включение данного критерия в систему оценки — процедура более легкая, чем принятие закона о поддержке печати.
Как известно, самостоятельно, то есть без спонсорской или государственной поддержки, пресса может существовать только при наличии успешных продаж тиражей и размещении в достаточных объемах рекламы. Теоретически с продажами вроде бы все просто: создавай интересный продукт, и народ будет его покупать (конечно, при наличии соответствующих торговых точек). Но и здесь имеются свои подводные камни в виде учёта непроданной продукции.
Даже в лучшие годы объём нереализованной печатной продукции в отрасли достигал 20-25%, что связанно не столько с неумением правильно наладить процесс, сколько с особенностями производственных циклов: издатель ещё не закончил продавать один номер, а типография уже печатает следующий, не зная результатов продаж предыдущего.
Сейчас в непростых экономических условиях объём нереализованной продукции резко увеличился, а норма отнесения на себестоимость осталась прежней — 10%, все остальное — из прибыли, которая сегодня у большинства издателей практически отсутствует.
Все попытки доказать, что избыточная налоговая нагрузка не даёт возможности отрасли нормально и эффективно развиваться, до последнего времени успеха не имели. Поэтому, повторюсь: сегодня жизненно необходим конструктивный диалог отраслевых лоббистов с экономическим блоком правительства.
Что касается второго источника дохода издателей — рекламы, то здесь ситуация ещё более парадоксальная. Существует ряд товарных позиций, которые, по мнению чиновников, не очень полезны для граждан, а некоторые даже вредны. И с недавних пор эти группы товаров запрещены к рекламе в средствах массовой информации. Однако тут возникает естественный вопрос: если эти товары настолько вредны, то почему их нельзя рекламировать, но можно продавать? Более логичным представляется запрет не на их рекламу, а на их продажи. Однако эти «опасные» товары продаются до сих пор. И они по-прежнему рекламируются, перераспределив бюджеты со СМИ в ритейл. Таким образом находящиеся в критическом положении печатные СМИ лишись значительной части прибыли в пользу и без того экономически устойчивой сетевой розницы. Тут даже сомневаться не приходится, чьи лоббисты работают эффективнее... На мой взгляд, в отношении запрета на рекламу некоторых групп товаров следует отстаивать следующую точку зрения: то, что разрешено к открытой продаже, то должно быть разрешено и для рекламы в СМИ.
Только объединив усилия для решения острейших ключевых проблем издательской отрасли, мы сможем переломить мнение чиновников и двигаться дальше по пути развития.
Источник: PlanetaSMI.RU
Оригинальный заголовок: Печатной отрасли необходима межотраслевая лоббистская группа — Андрей Авдонин, союз издателей НАИ
Похожие новости: Минюст России зарегистрировал Союз издателей НАИ