Янина Полюхович, исполнительный директор Ассоциации распространителей печатной продукции:
— Не смотря на то, что слухи о смерти печатных СМИ появились ещё 15 лет назад, по данным исследований международной компании Ipsos Media and comScore в 2015 г. традиционные газеты и журналы продолжают покупать 74% взрослого населения, читающего прессу. Немногим более 30% предпочитают получать новости из электронных СМИ.
С того момента, когда у россиян появился более или менее свободный доступ к Интернету, традиционная пресса начала уступать свои позиции информации, распространяющейся по Всемирной сети с большей скоростью и в гораздо большем объёме. Реализуемые тиражи бумажных СМИ начали падать, значительно сократились доходы от рекламы.
Однако многим издательским домам удалось подстроиться под новые условия медиарынка, диверсифицировать свои бизнес-модели и нарастить читательскую аудиторию в сотрудничестве с интернет-технологиями.
Согласно данным исследований компании PwC, основными драйверами роста в индустрии развлечений и СМИ за последние шесть лет стали цифровые носители. Этот тренд будет сохраняться вплоть до 2018 г.
Практика крупнейших издательских домов, которые учли эти новые тенденции, показывает, что использование цифровых технологий позволяет значительно увеличить интерес читательской аудитории к бумажному изданию. Эффекта каннибализции при этом не наблюдается.
На российском рынке хороший пример роста числа читателей всех форматов издания показывает ИД «Комсомольская правда»: сайт kp.ru посещает порядка 6 млн. читателей в месяц, что привело к суммарному увеличению аудитории печатной и электронной версии газеты на 6,4%.
С целью монетизации интернет-контента всё большее число издательств прибегает к введению системы paywall и предлагает читателям полностью или частично оплатить информацию. Вторая, более «мягкая» модель монетизации, предполагает, что оплачиваются только эксклюзивные материалы или материалы в количестве, превышающем определённый показатель. В этом случае печатная версия получает дополнительную ценность — ее содержание становится уникальным.
В 2014 г. количество платных пользователей цифровых версий СМИ выросло в США до 15% от общего количества читательской аудитории, в Великобритании — до 12%, во Франции и Германии — до 14%. В России этот уровень оценивается в 5%.
В США акцент на монетизации интернет-контента несколько меньше. Стратегия американских журналов состоит в многократном переиздании содержимого бумажного издания на различных платформах. Ядро бизнеса составляют печатные СМИ, на основе контента которых издаются различные тематические товары (буказины, буклеты, книги, цифровые приложения и т.д.). Цифровая активность (сайт, социальные сети, рассылки) при этом используется для популяризации бумажного издания и других издательских товаров. Таким образом издательскому дому удается многократно монетизировать один и тот же контент, а также привлекать дополнительную аудиторию и рекламодателей.
Ещё одним результатом конвергенции печатных и электронных СМИ является чёткое представление издателей об интересах своих читателей, которое формируется на базе отслеживания их запросов в соцсетях, анализе посещаемости рубрик сайта и онлайн-общении, в том числе с целью обсуждения тематик будущих номеров.
Успешным примером синергии платформ стал проект журнала Elle с использованием мобильного приложения Shop Now, сервиса геолокации ShopAdvisor, отслеживающего положение пользователя относительно ближайших магазинов, приложение мобильных купонов и скидок RetailMeNot и маячковой технологии Swirl. В ходе реализации проекта Elle привлёк порядка 500 тыс. покупателей в торговые сети и увеличил совокупную читательскую аудиторию до 25 млн. пользователей.
На сегодняшний день российские издатели недостаточно активно применяют зарубежный опыт. Это связано как с географическими особенностями нашей странны и привычками читателей, так и со слабым проникновением Интернета в отдалённые регионы РФ. Подписка на традиционные газеты и журналы превалирует над потреблением информации в электронном виде.
Перспективной с экономической точки зрения схемой развития медиаотрасли в современных условия является «Концепция 360 градусов». В рамках этой концепции издатель начинает продавать не газету или журнал, а контент, адаптированный под различные носители, отвечающий предпочтениям тех или иных аудиторий.
В соответствии с этой концепций на сегодняшний день универсальными СМИ можно назвать агентство РБК, а также газеты «Коммерсантъ» и «Комсомольская правда». Эти медиахолдинги сумели наилучшим образом адаптироваться к новым условиям на рынке и усилить позиции компаний в век цифровой революции.
Источник: PlanetaSMI.RU
Оригинальный заголовок: Цифровые технологии как инструмент преодоления кризиса в медиаотрасли — Янина Полюхович, АРПП
Похожие новости: Цифровые носители стали основными стимулами роста выручки СМИ