Каждому понятно, что такое телевидение, печатное СМИ, радио или информационное агентство, а вот о журналистике данных как явлении слышали далеко не все, хотя наверняка уже сталкивались с этим понятием в Интернете. Сегодня информации становится все больше, а времени, чтобы разобраться в ней, все меньше. Вчерашние читатели длинных публицистических текстов уже не хотят следовать за мыслями журналиста из абзаца в абзац. Поэтому на смену традиционным форматам приходит журналистика данных – это представление информации с помощью яркого визуального контента, выраженного в инфографике, фотографиях, цитатах экспертов и коротких текстовых заметок автора. Тематика для таких публикаций самая разнообразная: это может быть анализ и визуализация ста томов бюджета либо «репортаж» о жизни представителей какого-либо малочисленного народа. Зачастую такие публицистические посты называют лонгридами (от англ. «длинное чтение»). Они создаются на базе специальных онлайн-платформ.
Научиться работать с такими платформами и «прокачать» свои навыки в журналистике данных на хакатоне решились 26 команд. На протяжении двух дней участников поддерживали менторы, которые рассказали об инструментах анализа информации, сбора данных, а также о методиках проведения журналистских расследований. Кроме того, для участников хакатона был проведен мастер-класс по обработке и визуализации данных с помощью существующих онлайн-платформ. Менторами JourHack выступили шеф-редактор сайта «Новой газеты» в Санкт-Петербурге Алиса Кустикова, главный координатор российского отделения фонда Открытых знаний, доцент Университета ИТМО Ирина Радченко, основатель и руководитель фонда «Открытый город», преподаватель Университета ИТМО Виталий Власов, гендиректор SocialDataHub Артур Хачуян и другие.
Будущих журналистов волновали такие темы, как соответствие высшего образования запросам на рынке труда, эффективность импортозамещения, состояние рынка недвижимости и другие. Свои разработки они представили жюри.
Участники команды «Квартет J» создали проект, в котором проанализировали качество жилой среды Петербурга по нескольким критериям: цена, экология, инфраструктура, безопасность. По словам разработчиков, данные будут интересны будущим новоселам, которые выбирают жилье в городе. Для проекта студенты использовали данные администрации Петербурга, рейтинговых агентств, агентств по недвижимости, консалтинговых центров, а также некоторых онлайн-СМИ.
Портрет среднестатистического полицейского составили участники команды «Фалансер». Ребята проанализировали 1610 страниц «Вконтакте» сотрудников МВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Выбор темы для проекта они пояснили тем, что жители России до сих пор не доверяют сотрудникам полиции и относятся к ним скорее негативно. Студенты представили данные в виде графиков, позволив читателям самим сделать выводы о том, как относиться к полицейским.
Команда «ПрессКот» в своем проекте проанализировала эффективность пользования единой картой для оплаты общественного транспорта «Подорожник». Участники хакатона подсчитали, что карта выгодна только для поездок на метро. Также по их расчетам вышло, что цена на поездку на метро по проездному в Петербурге выше, чем в Москве. Популярность «Подорожника» студенты объяснили информационным пиаром.
Команда Университета ИТМО TeslaMedia оценила качество проживания в петербургских студенческих общежитиях. Участники команды подчеркнули, что проблема с заселением иногородних студентов до сих пор актуальна. Мало того, что мест в общежитиях не хватает, так и условия проживания в них далеко не соответствуют комфортным. Разработчики проекта обратили внимание на то, что стоимость проживания в одном и том же общежитии может отличаться для обучающихся разных университетов и порой доходит до 4,5 тысяч в месяц.
Также участники хакатона представили лонгриды про развитие велоинфраструктуры в Петербурге, эффективность импортозамещения, качество журналистского образования, а также ответили на вопросы, почему лекарственные препараты становятся запрещенными для спортсменов, где в Петербурге безопаснее жить, кто посещает научно-популярные мероприятия и так далее.
Победителем хакатона стала команда Grandpaper с проектом «Насилие и отвага». Студенты попытались разобраться, почему альтернативная гражданская служба в России не популярна и что препятствует ее развитию. Ребята отметили, что бюджетные учреждения страны каждый год открывают для «альтернативщиков» тысячи рабочих мест, но сотням заявителей на АГС отказывают, и в результате эти рабочие места остаются незанятыми. Разработчики проекта представили данные в виде графиков, инфографики, картографии, а также с помощью экспертных заключений и фотографий.
Наталья Блинникова
Источник: Университет ИТМО
Оригинальный заголовок: Хакатон по журналистике данных: как находить в Интернете сенсации
Похожие новости: Новые тенденции развития журналистики