— Владимир Петрович, расскажите, как сейчас складывается ситуация с заменой киосков печати в Москве, как проходят конкурсы? Сколько прошло, сколько предстоит?
— Приказом от 18 августа 2015 г. был утвержден порядок проведения торгов на право торговли в НТО со специализацией «Печать». Руководителями Департамента СМИ и рекламы столицы до операторов рынка была доведена информация, что по поручению Мэра г.Москвы в рамках реформирования розницы, для печати был установлен особый статус, который был отражен в Постановлении правительства № 343-ПП от 09.06.2015 г.
С сентября 2015 года в столице ведется масштабная работа по замене нестационарных торговых объектов со специализацией «Печать», организована процедура торгов на право заключения договоров на осуществление в них торговой деятельности. Торги проводит подведомственное Департаменту СМИ и рекламы города Москвы казенное предприятие «Мосгорпечать». Как вы помните, история проведения конкурсов началась с Центрального округа. А потом лоты стали формироваться из адресов по разным округам. Сегодня «Мосгорпечатью» проведено уже девять конкурсов, по ним подведены итоги. Сколько всего конкурсов планирует провести КП «Мосгорпечать», мы не знаем. Нам заявляли еще в прошлом году, что до июня 2016 года все киоски прессы в столице планируется поменять на новые торговые объекты. Когда закончится вся эта история на самом деле — неизвестно...
— И как движется процесс? Сколько было выиграно киосков? Все ли киоски удалось запустить в работу?
— Хотел бы заметить, что установка торговых объектов движется крайне медленно. Из 74 выигранных торговых объектов нам передано в эксплуатацию всего семь киосков! Торговые объекты по выигранным адресам либо еще не установлены, либо установлены, но не подключены к электроснабжению. К сожалению, причины задержки передачи выигранных объектов нам казенное предприятие не сообщает.
— А с какими трудностями сталкиваются распространители и сталкиваются ли?
— Конечно, есть и трудности, и проблемы — куда без них. Но большую их часть можно было избежать еще в период подготовки к конкурсным процедурам, если бы Департамент СМИ и рекламы услышал нас, но «нет пророка в своем отечестве»...
Посудите сами. На многих встречах распространители предупреждали, что будут трудности с подключением к электроснабжению выигранных киосков. Но руководство КП «Мосгорпечать» и Департамента СМИ и рекламы обещало, что работа в киосках будет осуществляться по принципу «заходи и торгуй», проблемы с электричеством в торговых объектах распространителей никак не должны волновать. А на деле что? Сначала месяцами устанавливают новые киоски, затем длительное время их подключают к электроснабжению, а через какое-то время после приема-передачи в них отключают электричество. К примеру, были отключены от электроснабжения работающие киоски из-за отсутствия договоров энергоснабжения. После вмешательства КП «Мосгорпечать» электроэнергию к торговым объектам подключили. Но надолго ли? Боюсь, что сейчас с установкой все большего количества новых киосков может начаться цепная реакция. Вопрос электроснабжения остается актуальным для ряда других объектов. Я еще раз повторюсь — на сегодня из 74 выигранных киосков работают всего семь объектов. Кстати, немаловажно то, что в этот тяжелый для бизнеса кризисный период, операторы рынка по условиям проведения конкурса перечисляют КП «Мосгорпечать» большие суммы в качестве депозитов за выигранные объекты, а доход от торговой деятельности с киосков не получают. Например, по нашей компании эта сумма составляет порядка 6 млн. руб.
Другая проблема связана с порядком определения победителей конкурса. Сейчас главным критерием при определении победителя по условиям торгов продолжает быть ставка арендной платы, которую предлагают участники конкурса. На практике это означает, что участники конкурса, имеющие нулевые показатели по критерию квалификации, но заявляющие цену на 500-900% выше стартовой, выигрывают конкурс. Таким образом, длительный и успешный опыт работы крупных распространителей прессы лишь частично учитывается комиссией, но уже никак не влияет на результат.
Мы неоднократно просили КП «Мосгорпечать» внести изменения в конкурсную документацию, к примеру, уравнять проценты стоимостного критерия и критерия деловой репутации. Стоимостной критерий сейчас составляет 60%, а нестоимостной критерий, учитывающий опыт работы в сфере распространения печатной продукции, всего 40%. Но наши предложения не были приняты.
В результате, по итогам прошедших девяти конкурсов, наряду с профессиональными и хорошо зарекомендовавшими себя компаниями, победу продолжают одерживать предприниматели, совсем не имеющие опыта распространения печатной продукции. Во многом, по этой причине, многие крупные операторы рынка прессы столицы, владеющие новыми технологиями, экспедиционными комплексами с широко развитой транспортной логистикой, продолжают лишаться своих торговых точек, на которых десятилетиями успешно торговали газетами и журналами.
На всех встречах с представителями Департамента СМИ и рекламы и КП «Мосгорпечать» ведущие операторы рынка не раз открыто заявляли о грядущих проблемах, связанных с потерей опытными распространителями «насиженных мест». Чиновники тогда заявляли, что сохранят наши киоски, на деле же получается все наоборот. Неизвестные медиаотрасли компании на конкурсах поднимают максимально цену аренды, абсолютно не учитывая экономику киосков прессы, выигрывают огромное количество лотов без разбора, а каким ассортиментом будут торговать, чтобы ее «отбить», — непонятно. Примеры уже есть. Как показал объезд, проведенный совместно издателями и распространителями 24 марта, у ряда компаний, которые выиграли конкурсы на право торговли, есть несоблюдение разрешенного ассортимента: витрины заставлены всем чем угодно, но не прессой (Хомутовский тупик, вл.1/9). Был случай, когда обнаружили в одном киоске ценники от двух разных юридических лиц, что является также прямым нарушением (ул.Щепкина, вл.34).
— Газета «Ведомости» 25 марта написала, что ФАС приняла сторону распространителей печати, не признав итоги пятого конкурса на киоски в Москве. Расскажите подробнее?
— Если вы помните, еще в рамках совещания АРПП по московскому рынку было сообщено, что при подведении итогов пятого конкурса от участия в нем конкурсной комиссией были отстранены ряд крупных игроков столичного рынка, в том числе ЗАО «Центропечать», ЗАО «МК Сервис», ЗАО «АРИА-АиФ» в связи с тем, что в документах к заявкам указанных участников конкурса «установлена недостоверная информация (в копиях отдельных договоров, подтверждающих опыт работы, связанный с предметом договора, исправлены и не оговорены сроки их заключения)».
В конкурсной документации присутствовало несколько договоров на размещение киосков прессы, заключенных с префектурами, в которых работниками префектур были вручную внесены исправления в даты подписания этих документов. Хотя подобные договоры уже не раз присутствовали в предыдущих конкурсах, и данное обстоятельство не влияло на итоговые результаты, конкурсная комиссия приняла решение исключить эти организации из пятого этапа конкурса за предоставление «недостоверной информации». Кстати, любопытным фактом является то, что на трех «недостоверных» договорах стоит подпись бывшего генерального директора ЗАО «Центропечать», которая в настоящее время является руководителем «Мосгорпечати» и одновременно председателем конкурсной комиссии. И уж кому, как ни прошлому руководителю «Центропечати» знать, что эти договоры были не фальшивками, а имела место быть техническая ошибка префектур...
Мы обратились в УФАС с жалобой на неправомочные действия организаторов конкурсов. И не только мы одни. На заседании, которое состоялось 21 марта, УФАС удовлетворил жалобы «Центропечати» и «Ариа-АиФ», ранее надзорное ведомство также вынесло положительное решение по жалобе «МК-Сервис». Результаты пятого конкурса в части соответствующих лотов по нашей компании были пересмотрены только по одному лоту. «Центропечать» вынуждена была повторно обратиться в УФАС.
— И к чему сейчас приходит система столичных розничных продаж прессы?
— Еще раз повторюсь: если бы власти прислушались к мнению отраслевого сообщества, то проблем при установке киосков удалось бы избежать или они были бы минимальны. Не допустили бы к конкурсу непрофессиональных игроков, которые выигрывают торги, а потом в открывшихся киосках обнаруживаются грубейшие нарушения норм по продаже прессы.
Мы предлагали предоставить победителям конкурсов на право осуществления торговой деятельности возможность привлекать индивидуальных предпринимателей, но при этом в обязательном порядке, подчеркну — в обязательном порядке, весь основной функционал процесса управления продажами (соблюдение ассортиментного перечня, маркетинговые инструменты, складская и транспортная логистика) обеспечивает предприятие, выигравшее торги на киоск. Оно же несет полную ответственность за соблюдение всех требований и норм. Нет! Нас не послушали. Нам говорили, что конкурсы позволят убрать посредников и преподносили это как благо для отрасли и всего рынка печатной продукции. Итог — киоски торгуют всем, чем угодно, но только не печатной продукцией. И это только начало. Когда новые компании поймут, что, торгуя исключительно прессой, обеспечить нормальную рентабельность при таких ставках аренды невозможно, то непрофильный ассортимент «расцветёт пышным цветом».
В итоге получается: куда ни кинь — всюду клин! Реформа столичной системы розничной торговли прессой может быть и задумывалась как благо для города, в интересах издателей и распространителей, а на деле выходит наоборот: идет передел рынка, не выполняются обязательства властей по срокам установки киосков. Бизнес барахтается, пытается выжить в непростых условиях, принимает правила игры, и если городские власти не услышат мнение отраслевого сообщества, то эффективность всей этой работы будет стремиться к нулю.
Александра Вознесенская
Источник: PlanetaSMI.RU
Похожие новости: Демонтировали и бросили