Так, согласно данным социологических опросов, россияне стали тратить более 50% доходов на продукты, отказываясь от товаров не первой необходимости, сообщает газета «КоммерсантЪ» со ссылкой на мониторинг социально-экономического положения и самочувствия населения Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при президенте РФ.
Напомним, что самым сложным в 2015 году стал 4 квартал. Дальнейшее ослабление рубля, наблюдавшееся в конце года, привело к дополнительному росту инфляции в России. Цены возобновили свой рост по всем товарным группам. По данным Росстата, инфляция в 4 квартале 2015 года превысила 2,3%. Цены на печатную прессу за 4 квартал взлетили на 5%, отыгрывая летний период стабильности. Годовая инфляция в 2015 году на печатные СМИ составила почти 14%.
Цены на прессу в январе 2016 года продолжили расти. Только за январь они выросли 2% по отношению к декабрю 2015 года.
В феврале 2016 года российский рубль стал укрепляться, это добавило немного позитива на рынке. Цены на товары и услуги стали стабилизироваться, а по ряду товаров отмечалась дефляция. Подводя итоги первого квартала 2016 года, Росстат сделал выводы, что рост цен составил 2,1%, а правительство отчиталось о замедлении инфляции в 1 квартале 2016 года. Для сравнения, за аналогичный период прошлого года инфляция составляла 8%. Однако низкая инфляция объясняется экспертами не стабилизацией экономики, а «эффектом высокой базы». Это значит, что рост цен в прошлом году был значительным, при этом роста доходов населения не происходило. Покупательная способность рубля упала, и россияне просто начали экономить, особенно на товарах не первой необходимости. Продавцы и подняли бы цены, но товары никто не купит. Среди этих продавцов оказались и распространители печатной продукции.
Рост розничных цен на российском рынке на прессу за первый квартал составил всего 1%. Изменение цен было неравномерным, зафиксировано как снижение цен на ряд позиций, так и их рост на отдельные газеты и журналы.
Большинство издателей (около 70%) после повышения цен в 4 квартале 2015 года оставили их на установленном уровне. Остальные если и корректировали цены на свои издания, то рост цен был минимален.
Распространители же, которые ближе к покупателю, т.к. каждый день продают газеты и журналы, первыми ощутили снижение покупательского спроса по экономическими причинам. Они были вынуждены снижать цены на позиции, спрос на которые сильно упал. В итоге по рынку наблюдался значительный разброс цен, особенно это было заметно в сегменте киосковой розницы, где корректировка цен происходит быстро, т.к. не требует длительного согласования, как в случае с супермаркетами и гипермаркетами. Разница в ценах между торговыми объектами по некоторым позициям составляла до 40%.
По данным мониторинга цен на печатную продукцию, в 1 квартале 2016 года в киосковых сетях по ряду тематических групп в наблюдалась дефляция, а именно, по ежедневной и деловой прессе, молодежным и рекламным изданиям, изданиям о здоровье, коллекционным и автомобильным журналам. На ряд изданий в этих категориях цены были снижены на 1-2,5%. При этом в сетях супермаркетов и гипермаркетов цены на них остались без изменения, на уровне 4 квартала 2015 года.
Повышение цен на печатную прессу произошло в категориях изданий для мам и по рукоделию. Цены в среднем в указанных группах увеличились более чем на 3% в сетях супермаркетов и гипермаркетов, а в киосковых сетях – более чем на 4%. На 2-3% выросли цены в сетях супермаркетов по кулинарным и научно-популярным изданиям. Киоски на них подняли цены чуть выше – на 3-4%. В 1 квартале 2016 года наблюдался рост цен как в киосках прессы, так и в сетях супермаркетов и гипермаркетов на журналы по архитектуре, интерьеру, саду и огороду, а также в тематической категории «Стиль жизни». В среднем по рынку цены в последних категориях выросли на 1-2%. На 1% цены увеличились по детским, женским и мужским журналам, кроссвордным изданиям, таблоидам. Не обошло повышение цен и такие категории, как рыбалка, охота, хобби – цены повысились в среднем не более, чем на 1%.
Без изменения остались цены на компьютерные и спортивные журналы, телегиды, еженедельные информационно-новостные издания, журналы о технике.
Экспертная группа считает, что во 2 квартале 2016 года важным фактором сдерживания роста цен на периодическую печатную продукцию станет снижающаяся покупательская способность населения. Если цены на прессу превысят уровень психологической приемлемости, то люди массово будут отказываться от приобретения прессы в розницу и по подписке. Поэтому ожидается, что рост цен на прессу во 2 квартале составит более 1-2%.
Экспертная группа АРПП