Роскомнадзор подскажет, как не нарушать.

В управлении Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу 29 апреля прошел семинар с участием всех территориальных отделений региона. Журналисты задали интересующие их вопросы по регулированию деятельности СМИ. 

Отвечала на них Татьяна Денискина - и. о. начальника управления разрешительной работы, контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Роскомнадзора. Связь с региональными отделениями осуществлялась в режиме онлайн-конференции.

Обязательный экземпляр 

Множество вопросов журналисты из регионов СЗФО задавали по регулированию деятельности печатных изданий. Главный вопрос, по которому в регионах выносится больше всего предупреждений, – отправка обязательного экземпляра. 

Бойлова Елена, Ассоциация муниципальных газет Калининградской области:

- Очень многие редакции сталкиваются с проблемами с пересылкой обязательного экземпляра. Например, передавать его в день выхода газет некоторые СМИ в сельских местностях просто физически не могут, потому что не работает почта. Решается ли как-то этот вопрос?

- Ситуация с обязательным экземпляром, конечно, критическая. Закон, обязывающий его предоставлять, писался в тех условиях, когда и газеты, и типографии, и получатели этих экземпляров были иными. Хочу отметить, что если ваша партия была отпечатана после того, как закрылось почтовое отделение, то Роскомнадзор это учитывает, это касается и праздничных и выходных дней. Если у вас есть квитанция, подтверждающая что вы после выхода газеты отправили экземпляр в первый рабочий день почты, то этого в качестве подтверждения нам достаточно, но не забывайте указывать в квитанции, кому и куда вы отправили конверт. ОНФ разработал поправки к закону, которые, я думаю, в ближайшее время будут рассмотрены в Государственной думе. Они предполагают сокращение количества отправляемых экземпляров, возможность направлять электронный и цифровые варианты. Работа в этом направлении идет, и вы можете присоединиться к инициативе ОНФ. 

Представитель газеты «Наша Вологда»:

- Есть порядок изменения максимального объема тиража и есть уточнение, что некоторые тиражи могут выходить и в меньшем объеме. До какой степени они могут быть меньше? Есть ли какие-то пояснения?

- Если вы устанавливаете максимальный объем 10 тысяч экземпляров по 8 полос еженедельно, вы можете все, что меньше этого объема, варьировать, как хотите, без какого-либо уведомления Роскомнадзора. Это может происходить до тех пор, пока вы не решите уведомить нас об изменении минимального тиража. После уведомления вы опять же, можете печатать все, что меньше, но не более заявленного количества. 

Сетевые трудности

В рамках конференции больше всего вопросов возникло у представителей сетевых изданий. Их волновал процесс регистрации СМИ, вынесение предупреждений и нововведения в законодательстве.  

Евгений Белянчиков, председатель Союза журналистов Карелии:

- Закон «Об информации» говорит, что нам нельзя писать о способах самоубийства, при этом на сайте Следственного комитета написано, что человек застрелился из ружья, и мы, ссылаясь на комитет, публикуем материал. Далее мы получаем предупреждение от Роскомнадзора. Почему так происходит?

- 149-ФЗ обязывает Роскомнадзор блокировать сайты, на которых размещена информация о способах суицида. Я хочу обратить ваше внимание, что данный закон не содержит никаких исключений для интернет-ресурсов. Будь то сайт МВД или прокуратуры. Мы ко всем относимся одинаково. Ни одно СМИ не обратилось в Роскомнадзор с просьбой заблокировать страницу сайта какого-либо правоохранительного органа. Вносите такую информацию в реестр, и она будет заблокирована.

Евгений Окулов, представитель ряда СМИ Карелии:

- Почему сайты как СМИ регистрируются только в Москве, а не в региональном Роскомнадзоре?

- Исходя из статьи 8 закона «О СМИ», если СМИ распространяется на территории одного субъекта, то оно регистрируется в территориальном органе. Если в свидетельстве о регистрации указывается территория больше, чем один субъект, то СМИ регистрируется в центральном аппарате. Сетевые издания никак не могут быть ограничены одним субъектом, поэтому они регистрируются в Москве. Мы работаем над тем, чтобы расширить часы приема и улучшить качество услуг по предоставлению консультаций по оформлению документов - это один из приоритетных вопросов. 

Марина Каршенко, корреспондент информационного агентства «Регион 29», Архангельск:

- Вводится система автоматического анализа контента интернет-СМИ, и мы бы хотели узнать, несут ли ответственность владельцы онлайн-СМИ, если закон нарушают пользователи в комментариях?

- Если пользователь оставил противоречащий закону комментарий, то, в случае выявления системой нарушения, территориальный орган направляет в адрес главного редактора обращение, в котором указывает ссылку на комментарий конкретного пользователя и просит отредактировать или удалить комментарий в течение 24 часов. Если за этот период ничего не происходит, то Роскомнадзор имеет право данному изданию вынести предупреждение. Если ресурс не зарегистрирован в качестве СМИ, то он не попадает под действие данного закона. Тогда мы работаем по 149-ФЗ. Там варианты те же самые, просто несколько иная форма обращения. Больше никакой ответственности нет. Эта система, по сути, является модератором для вас, что, согласитесь, только плюс, если, конечно, вы не хотите, чтобы у вас на сайте в комментариях был мат и какие-то экстремистские высказывания. 

Максим Поляков, заместитель главного редактора портала «7*7», Республика Коми:

- При Роскомнадзоре существует экспертный совет, который рекомендует ведомству обращаться или не обращаться с предупреждениями в адрес СМИ. Каков порядок его формирования? Могут ли в заседаниях участвовать журналисты, и если нет, то, может, есть смысл внести изменения и приглашать СМИ на заседания?

- Порядок формирования этого совета утверждается приказом руководителя территориального органа. По опыту, в состав экспертов включаются представители Роскомнадзора, Союза журналистов, если таковые имеются, различных общественных организаций, уполномоченных по правам ребенка и правам человека, обязательно включаются эксперты лингвисты, культурологи, научная общественность, представители правоохранительных органов. Конкретный состав не является тайной, эта информация доступна. Этот орган может только рекомендовать что-либо сделать. Порядок деятельности совета закрыт от журналистов, так как информация должна рассматриваться с листа, без каких-либо комментариев со стороны авторов. Ваше предложение я доложу своему руководителю, но мне кажется, что это не совсем правильно.  Зачем вам оправдываться перед советом, который не принимает никаких решений? Давайте посмотрим, ваше предложение я записала. 

Перепелкина Елена, информационное агентство «Нижний Новгород»:

- Могут ли территориальные органы проверять документы на оформление лицензии для сетевых изданий? 

- Если в вопросе регистрации СМИ действительно территориальные отделения могут оказать какую-то консультацию, потому что они знакомы с процедурой, то лицензированием не занимается ни один территориальный орган. Специалистов по проверке комплектности, по экспертной оценке в территориальных органах нет. Этим занимается только отдел лицензирования центрального аппарата. Сделать дистанционные предварительные консультации это, наверное, очень тяжело. Давайте посмотрим, может, используя какие-то современные технологии, мы попробуем осуществлять предварительное консультирование. Я обсужу этот вопрос с коллегами в Москве.

- Где опубликован полный перечень организаций, чья деятельность запрещена? И есть ли разница между экстремистскими организациями и террористическими с точки зрения упоминания о них в СМИ? 

- Перечень экстремистских организаций ведет Министерство юстиции, и информация есть у них на сайте. Перечень террористических организаций ведет ФСБ России. Если мы говорим о статье 4 закона «О СМИ», то без упоминания о том, что деятельность запрещена на территории России, запрещено публиковать наименования экстремистских организаций, то есть организации из того перечня, который публикуются Минюстом. Обращаю ваше внимание, что ИГИЛ является террористической организацией и упоминать о том, что ее деятельность запрещена в России, не обязательно. 

Вещать или не вещать

Ряд проблем с Роскомнадзором есть и у представителей телеиндустрии. Их волнуют «придирки» ведомства к выходным данным, переоформление лицензий и изменения закона  «О связи».

Денис Базанков, руководитель компании «ТВ-6 Москва-Петронет»:

- Почему за такое мелкое правонарушение, как сокращение наименования Республика Карелия до РК в выходных данных, я несу административное наказание, а не получаю предупреждение от Роскомнадзора? 

- Если территориальный орган назначает контрольное мероприятие и в ходе этого мероприятия  он, выявив нарушение, не примет меры, я должна буду ему на это указать. Они обязаны принять меры. Если нарушение выявлено в рамках мониторинга, то тогда это действительно может быть звонок, беседа и так далее. Выходные данные это мелочь, я согласна. Но и вы согласитесь, исправить это элементарно. 

- Планируется ли какое-то изменение законодательства, чтобы дать больше свободы кабельным операторам, чтобы они могли самостоятельно выбирать источник сигнала?

- Действительно, закон «О связи» изменил порядок согласования источника получения сигнала первого и второго мультиплексов. Закон не совершенен, сегодня мы часто сталкиваемся с проблемами по этому пункту. Управление контроля в сфере связи собирает информацию о сложностях в части выполнения этого закона. В течение полугода информация аккумулируется, и к концу 2016-го они планируют выработать некую позицию.  Работа ведется, и, скорее всего, изменения будут. 

Светлана Солдатова, директор телеканала «ТВ-21», Мурманск:

- Если канал вещает в сети интернет, надо ли получать на него отдельную лицензию? 

- Интернет-вещание пока не лицензируется, то есть никакой домен не вносится в документы, но я думаю, что, скорее всего, мы к этому придем. Потому что изменение различных сред вещания требует регулирования, и интернет-вещание тоже будет регулироваться законом «О СМИ». Пока в нем интернет как среда вещания не выявлен. 

Иностранный капитал, агитация и предложение Роскомнадзора

Ряд вопросов, озвученный на конференции, касался всех представителей СМИ. Журналисты спросили, в чьих интересах осуществляется деятельность Роскомнадзора и будет ли ведомство регулировать процесс освещения выборов.

Сергей Васильев, представитель СМИ Псковской области:

- Каковы особенности политической агитации в этом году?

- Роскомнадзор имеет полномочия по составлению протоколов, но при этом решения о нарушении избирательного законодательства принимают ТИКи и ЦИК. У Роскомнадзора нет никаких заранее подготовленных позиций по вопросу, что допустимо, а что недопустимо использовать в избирательной кампании. Я думаю, что разумно провести встречу журналистов с Роскомнадзором и представителями избирательных комиссий, чтобы СМИ было подробно рассказано и о том что, когда и как можно освещать, и о новом порядке аккредитации. Давайте договоримся, что после того, как будет утвержден этот новый порядок, на всех территориальных отделениях пройдут такие встречи.

Светлана Степченко, представитель Городского агентства по телевидению и радиовещанию, Санкт-Петербург:

- Меня интересуют поправки к 19-й статье о наличии или отсутствии иностранного капитала. Если СМИ на 100 процентов субьект РФ, что делать?

- Мы уже неоднократно говорили об этом, и хочу закрепить еще раз. СМИ, у которых нет иностранного капитала, никакие уведомления никому не посылают, вообще. 

Евгений Белянчиков, председатель Союза журналистов Карелии:

- Чьи интересы защищает Роскомнадзор? Потому что у нас складывается ощущение, что вы просто как-то пытаетесь оправдать свое существование. 

- За весь год мы выявили 143 предупреждения за злоупотребление свободой массовой информации. Это результат того, что СМИ серьезно подходят к своим материалам, журналисты чувствуют свою ответственность. Серьезные факты нарушений единичны, и это хорошо. Другое дело, что у нас полный комплекс вот этих мелких правонарушений, но все они есть в законодательстве. Мы стремимся к правовому государству, так давайте даже вот такие мелочи приведем в порядок, и ни у кого никаких претензий не останется. Я вас уверяю, что у Роскомнадзора нет никакой личной неприязни ни к кому из СМИ. Если вы считаете, что действующее законодательство несовершенно, а оно во многих вопросах несовершенно, то у вас есть право законодательной инициативы, пользуйтесь им. 

Надежда Мазакина

Источник: Lenizdat.ru

Оригинальный заголовок: Роскомнадзор рассказал СМИ, как не нарушать законы

Похожие новости: Роскомнадзор выступает за сохранение возрастной маркировки