Во-первых, в России онлайн-торговля продуктами не развита, ее доля в общем обороте продаж в интернете составляет лишь 2%, меньше только у ювелирных украшений и зоотоваров. А во-вторых, сам сегмент не развивается из-за многочисленных законодательных ограничений, к тому же кризис в целом снижает привлекательность онлайн-торговли.
Интернет-торговец Ozon решил заняться продажами продуктов. В прошлом году компания запустила продажи чая и кофе, планировав на этом остановиться, объяснили в ритейлере «Известиям». Тогда ориентиром были компании, которые закупали бы эти товары для сотрудников в офис.
— Но после старта продаж мы увидели, что этими товарами активно интересуются обычные потребители, и решили расширить линейку продуктовых товаров для них, — уточнила пресс-секретарь Ozon Мария Назамутдинова.
Уже ко II кварталу 2016 года категория продуктов питания была представлена снеками, детским питанием, маслами и бакалеей: макаронные изделия, крупы, сахар и т.д. Сейчас у ритейлера 5 тыс. наименований товаров, каждую неделю Ozon добавляет по 600 новых видов продуктов. Продажи продуктов питания категории fresh (мясо, молоко, овощи и фрукты) интернет-торговец пока не рассматривает, хотя готов продавать алкогольную продукцию, если это будет позволено законодательно.
По итогам I квартала 2016 года процент продуктов питания в выручке — 1,1%. Средний чек при покупке этой категории — 800 рублей, тогда как в других — 2,5 тыс. рублей.
Мария Назамутдинова говорит, что продукты питания, как правило, заказывают с товарами других категорий — косметикой, одеждой и книгами, что не характерно для другой продукции.
— Обычные товары чаще всего сочетаются с 1–2 категориями в рамках одного заказа, а не со многими. Например, детские товары — с детской литературой, товары для дома — с бытовой техникой, зоотовары — с косметикой и пр., при этом книги монозаказные в 56% случаев, — уточняют в компании.
Напомним, что ранее Ozon специализировался на продажах книг, а позднее расширил линейку товаров. Тройка ведущих категорий в продажах — книги (28%), электроника (26%) и товары для детей и мам (14%). Сегодня Ozon — лидер по количеству покупок в России (доля на рынке 32%), на втором месте — «Эльдорадо» (11%), на третьем — «Юлмарт» (9%).
Как выяснили «Известия», продажи продуктов питания в интернете являются одними из самых непопулярных. Так, по итогам 2015 года, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), на них приходится лишь около 2% от всего объема онлайн-продаж — 760 млрд рублей (+7% год к году). Например, продажи категорий одежды и бытовой техники составляют более 30% каждая. Компаний на этом рынке немного — «Утконос», «Седьмой континент», «Окей» и «Азбука вкуса».
Из года в год ритейлеры говорят о том, что стоимость логистических процессов сводит на нет прибыльность этой торговли. Тем не менее ведущие ритейлеры страны — X5 retail group и «Магнит» — ранее заявляли, что рассматривают возможность полноценного запуска подобных онлайн-продаж.
Исполнительный директор АКИТ Артем Соколов уверен, что этот сегмент не развивается из-за огромного числа ограничений, которые регулируют торговлю продовольственными товарами в интернете.
— Зачастую эти требования излишни и не подходят для дистанционной торговли, — уточняет он.
Ассоциация проанализировала российское и наднациональное законодательства в рамках ЕАЭС в этой области и выявила ряд правовых коллизий и несоответствий. Например, технический регламент Таможенного союза о пищевой продукции допускает совместную перевозку пищевых продуктов и непищевых, если при этом исключен их контакт. А санитарные правила по срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов содержат строгий запрет на их совместную перевозку. Или: техрегламент не предусматривает специализированный транспорт для перевозки продуктов, тогда как СанПиН требует подобный транспорт и паспорт на него.
— Это только несколько примеров, в реальности таких противоречий намного больше, — уточняет Артем Соколов.
В Ozon говорят, что в силу существующей в России иерархии нормативно-правовых актов приоритет имеют нормы технических регламентов ЕАЭС как наднационального регулирования.
— А существующие санитарные нормы необходимо пересмотреть, — добавляют в Ozon.
Кризис также снижает привлекательность продаж продуктов в интернете. Например, в прошлом году онлайн-оборот «Седьмого континента» снизился на 5%, по данным самой компании.
— Анализ продаж показал, что покупатели стали более чувствительны к ценам, хотя значение среднего чека осталось на том же уровне, — сказал гендиректор сети Александр Агеенков. Он уточнил, что отток покупателей происходит при отсутствии выгодных предложений.
В «Утконосе», «Азбуке вкуса», «Окей» и «Магните» по вопросам объемов продаж и перспектив развития данного сегмента бизнеса комментариев не предоставили.
Евгения Перцева
Источник: Известия
Оригинальный заголовок: Ozon ушел за продуктами
Похожие новости: Глава Ozon.ru рассказал о секретах успешного бизнеса