Газета “Новые Известия” объявила о том, что приостанавливает выпуск печатной версии. Причина — “финансовая ситуация, искусственно созданная рядом партнёров”. Кто именно препятствует выходу газеты, не уточняется, в самой редакции называть жадных “партнёров” отказываются. Лайф выяснил, на какие деньги существует газета.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, 90% в ЗАО "Газета "Новые Известия" принадлежит ОАО “Группа Альянс”, подконтрольной олигарху Мусе Бажаеву. Оставшиеся 10% принадлежат главреду Валерию Якову. Впрочем, как рассказал Лайфу сам Яков, с апреля 2014 года ни Бажаев, ни "Группа Альянс" не имеют никакого отношения к газете. По его словам, с того момента, как "Альянс" отказался от своей доли, начался "переговорный процесс, который никак не удаётся завершить".
— Мы с "Альянсом" работали 11 лет, и уже два года они не имеют к нам никакого отношения, к сожалению. Период сотрудничества был спокойным и стабильным: "Альянс" нас не подводил, в редакционную политику не вмешивался, а мы, в свою очередь, старались не подводить их, — рассказывает Яков.
Основные акционеры нефтяной "Группы Альянс" — братья Муса и Мавлит Бажаевы. Муса возглавил компанию после смерти старшего брата Зии Бажаева, который погиб в авиакатастрофе 9 марта 2000 года. Частный самолёт разбился при взлёте из аэропорта Шереметьево, на борту этого самолёта был и известный журналист Артём Боровик. Зия Бажаев был близким другом Валерия Якова, рассказывает источник Лайфа в окружении Бажаевых.
Через три года после гибели Зии "Новые Известия" оказалась в руках Якова. Ему газету подарил предприниматель Олег Митволь, который владел 76% акций газеты. Но на выпуск газеты денег у Якова и коллектива редакции не было.
Впрочем, деньги были у "Альянса", который с мая 2003 года стал владельцем 90% акций газеты. Младшие братья Муса и Мавлит стали акционерами, в том числе в память о старшем брате. Для братьев это был моральный долг, рассказывает источник Лайфа из окружения Бажаевых. Более того, на решение финансировать газету мог повлиять и тот факт, что один из родственников Бажаевых работает в газете, рассказывает другой источник Лайфа.
В течение 11 лет газета жила в том числе за счёт средств "Альянса", ежегодно на неё приходилось тратить около $2 млн.
Так продолжалось до апреля 2014 года. Сам Яков отказ "Альянса" от участия в газете связывает с желанием компании сосредоточиться на платиновом бизнесе. Источник Лайфа в окружении Бажаевых добавляет, что ещё в 2003 году Яков обещал братьям, что газета выйдет на самоокупаемость, однако на деле получилось иначе. Миллионные вливания вечно продолжаться не могли, а Бажаевы планировали развивать и другие направления в бизнесе, поэтому и отказались от своей доли в "Новых Известиях", говорит собеседник Лайфа.
Что произошло с 90% акций Бажаевых — история запутанная. По данным ЕГРЮЛ, доля до сих пор значится за "Альянсом". Яков называть новых партнёров отказывается.
— Вы знаете, как делается бизнес в стране — в том числе и на каких-то договорённостях, которые могут выполняться, а могут и нет. Все официальные документы и согласования до сих пор находятся в рабочем процессе, — говорит Яков.
В это же время — в апреле 2014 года — на сцене появляется бывший первый вице-президент "Роснефти" Эдуард Худайтанов.
В апреле 2014 года Худайтанов и Бажаев организовали совместный бизнес: были объединены активы "Независимой нефтяной компании" (ННК — актив Худайтанова) и "Альянса" (актив Бажаевых). Муса Бажаев внёс в совместный бизнес нефтекомпанию Alience Oil, образованную в 2008 году путём слияния НК "Альянс" и шведской West Siberian Resources. В итоге у Бажаева 60% в бизнесе, у Худайтанова — 40%.
Однако уже в сентябре 2014 года появилась информация о продаже доли Мусы Бажаева в совместном бизнесе своему партнёру. Вместе с этой долей, предполагают собеседники Лайфа, могли уйти и "Новые Известия". Получить комментарий от ННК и "Группы Альянс" не удалось.
Определённые средства в течение двух лет газета всё-таки могла получать, полагают источники Лайфа. Косвенно это подтверждает и тот факт, что серьёзные финансовые проблемы газета начала испытывать только в конце 2015 года.
— Проблемы тянутся с конца прошлого года. Ряд договорённостей не выполнен до конца, несколько месяцев нас лихорадило, работали на доверии и тех финансах, которые нам были должны. В результате у нас возникли проблемы с типографией, распространением и зарплатами журналистам. Другого варианта просто не осталось — пришлось остановить выпуск печатной версии, — рассказывает Яков.
Яков утверждает, что просуществовать два года без "Альянса" газета смогла за счёт собственных доходов.
— Мы ведь и зарабатываем деньги. Даже при "Альянсе" нельзя говорить о том, что мы существовали только за их счёт. И реклама у нас есть, и доходы от розницы, — говорит он.
Показатели у "Новых Известий" свидетельствуют немного об обратном. По данным базы "Спарк-Интерфакс", с 2010 года газета стабильно приносит убытки (исключение составил 2013 год — прибыль 1,9 млн рублей). В 2014 году убыток составил 8,1 млн рублей при выручке 96 млн рублей.
— Газета в том виде, в котором она есть сейчас, приносит одни только убытки. Братья Бажаевы мирились с этим только из памяти к брату. У Худайтанова таких моральных обязательств нет, поэтому, если он и давал какие-то деньги, то быстро понял, что это неликвидный актив, — рассуждает собеседник Лайфа.
Тираж газеты, указанный на сайте, — 110 тыс. экземпляров. "Новые Известия" выходили с понедельника по четверг (12 полос) и по пятницам (16—24 полосы). Впрочем, источник Лайфа уверен, что реальный тираж газеты не превышает 10 тыс. экземпляров. Не удалось отследить и охват аудитории печатной версии: TNS "Новые Известия" не считает.
Расценки на рекламу (последние опубликованные данные действительны с 4 марта 2015 года) в зависимости от размера и формата материала варьируются от 12 тыс. рублей до 210 тыс. рублей.
Что касается сайта "Новых Известий", то здесь тоже перспективы туманны.
В рейтинге "Новости и СМИ" Liveinternet сайт "Новых Известий" занимает 241-е место. Сайт теряет популярность среди пользователей: по данным Liveinternet.ru, число посетителей стабильно снижается с февраля 2015 года. Если в начале прошлого года в среднем в месяц на сайт заходили 24,3 тыс. читателей, то в апреле нынешнего — всего 13,8 тыс. человек. Соответственно, падают и просмотры (количество загрузок страниц сайта): с 37,9 тыс. (февраль 2015-го) до 21,3 тыс. в апреле 2016-го.
По данным MediaMetriks, в апреле 2016 года "Новые Известия" заняли 66-е место в списке самых цитируемых СМИ, уступив таким порталам, как gorodkirov, penzainform, novosti-saratova и другие. На сайт газеты перешли 46,3 тыс. раз — для сравнения, у порталов в первой десятке больше 1 млн переходов.
Сообщение о закрытии печатной версии газеты стало неожиданностью для многих. А так как сообщила об этом сама редакция, то, видимо, таким образом хотелось привлечь внимание и как-то способствовать быстрому решению проблемы с финансированием. На деле же ситуация не прояснилась, а вызвала ещё больше вопросов и поставила под ещё большее сомнение дальнейшее существование газеты и привлечение новых акционеров.
Маргарита Кузнецова
Источник: L!FE
Оригинальный заголовок: Кто довёл до закрытия "Новые Известия"?
Похожие новости: Что случилось с "Новыми известиями"