Хождение в народ
В начале 2000-х россиянин Евгений Курт, украинцы Андрей Владимирцев и Юрий Евтухов заинтересовались работой хостингового сервиса Narod.ru, запущенного в 2000 году акционерами «Яндекса». Сервис позволял обычным людям бесплатно создавать сайты и размещать их в интернете. Программисты Владимирцев и Евтухов тогда занимались разработкой сервисов для голосования и гостевых книг для интернет-порталов, а выпускник юрфака Курт управлял собственным интернет-магазином. Молодые люди познакомились на одном из интернет-форумов веб-мастеров и стали обсуждать, какой бы бизнес им создать. «В какой-то момент стало понятно, что для непрофессионала решить задачу «хочу свой сайт в Рунете» не так-то просто, а количество таких людей растет», — вспоминает Курт. Те же странички на Narod.ru отличались примитивным дизайном и минимумом опций, чтобы создать сайт, требовались навыки программирования, и предприниматели решили создать что-то более удобное, красивое и такое же бесплатное.
Первые инвестиции в платформу с конструктором сайтов составили несколько тысяч долларов. Молодые люди использовали собственные компьютеры и обходились без офиса, единственное, на что им пришлось потратиться, был сервер — его цена тогда составляла $3–4 тыс. «Первый сервер не влезал в стойку, и нам пришлось ножовкой его подпиливать, это была настоящая стартаперская история, хотя тогда таких слов мы и не знали», — вспоминает Евгений Курт. Из дополнительных расходов на старте Курт отмечает только затраты на рекламу и дизайн, которыми занимались дизайнеры-фрилансеры.
Проект стартовал в 2005 году. Предприниматели выбрали название uCoz — домен из четырех букв им удалось купить всего за $10. Правда, еще несколько лет после этого их часто спрашивали, какое они имеют отношение к банкротившейся в тот момент НК «ЮКОС».
«Уже через шесть месяцев жизни у uCoz появились 100 тыс. активных пользователей, которые создали собственные сайты. По нынешним временам это вроде бы немного, но и размеры интернета были другими», — вспоминает Курт. Зарабатывал uCoz на рекламе, которую размещал на страничках пользователей. Первую прибыль проект показал всего через полгода, но и издержки были минимальными — предприниматели работали втроем.
Рынок конструкторов
Код для любого сайта можно написать с нуля, а можно использовать готовый «движок» или систему управления сайтом (CMS, Content Management System). Только российские разработчики создали в общей сложности более 300 конструкторов сайтов, которые можно использовать бесплатно или за деньги.
Самые популярные «облачные» CMS-платформы — WordPress и Joomla! — распространяются бесплатно. Сообщества программистов по всему миру создают софт с открытым кодом и выкладывают его в интернет. Но функционал таких систем ограничен, а техподдержку никто не обеспечивает. Крупный интернет-магазин вряд ли будет использовать бесплатную систему в отличие от фрилансера-дизайнера, которому платить за «движок» незачем.
Безусловный лидер в России среди коммерческих систем, продающихся за деньги, — «1 °C-Битрикс». На этой системе, по данным «Рейтинга Рунета-2015», работает почти 14 тыс. сайтов, на втором месте — UMI CMS, на третьем — NetCat. Но «Рейтинг Рунета» учитывает данные от агентств, которые занимаются созданием сайтов, а uCoz предназначен для простых пользователей, непрофессионалов, это другой сегмент, поэтому он и не попал в «Рейтинг Рунета», говорит главный редактор CMS Magazine Анатолий Денисов.
Последнее исследование «любительского» рынка CMS проводилось компанией Setup.ru два года назад. Получилось, что на рынке «любительских» сайтов uCoz — безусловный лидер: всего на его основе было создано более 20 млн страничек (из них активны были около 1 млн), на отдельных доменах работали 54 тыс. сайтов. «Это старейший и крупнейший конструктор в Рунете», — признает Денисов.
Ненужные сайты
В 2007 году на проект uCoz обратил внимание один из самых известных российских интернет-инвесторов, совладелец Mail.Ru Group Юрий Мильнер. Его фонд DST Group за $1,5 млн приобрел 26% долей в компании. Появились английская, немецкая и даже румынская версии конструкторов. «В период инвестиций наша компания полностью ушла в минус, — вспоминает Курт. — Если до этого она себя окупала, то в 2008–2009 годах мы стали активно вкладываться в развитие продукта».
Кризис 2008 года сыграл проекту на руку, считает Курт. «Если до этого человек мог найти $200 и отнести их в студию, чтобы ему сделали сайт, то теперь эти люди стали приходить к нам и создавать сайты самостоятельно».
К 2010 году число созданных пользователями активных страничек превысило 1 млн, но компания уперлась в потолок. Во-первых, у uCoz появились многочисленные конкуренты — A5, Fo, Setup, Wix, а во-вторых, как считает Курт, сама мода на сайтостроение «своими руками» прошла. «Средний срок жизни сайта составляет два года. С 2010 года мы стали наблюдать активное отмирание отдельных сайтов», — говорит Курт. Рынок во многом убили социальные сети, которые тогда стремительно набирали популярность: зачем человеку создавать персональный сайт, раскручивать его, если проще завести аккаунт во «ВКонтакте» или Facebook, рассуждает главный редактор CMS Magazine Анатолий Денисов.
К тому же в 2011 году Андрей Владимирцев (он к тому времени взял фамилию Крон) и Юрий Евтухов переключились на развитие нового проекта — собственной социальной сети uNet, которая в итоге так и не стала популярной. «Проблема заключалась в том, что они ушли не сразу, а внутри компании продолжали развивать свой новый продукт», — говорит Курт. В 2014 году свои доли в uCoz продали Крон, Евтухов и Mail.Ru Group (ей в 2010 году передала свою долю DST). В Mail.Ru Group от комментариев отказались, Крон не ответил на запрос РБК, с Евтуховым связаться не удалось.
По данным СПАРК, сейчас 100% долей «Юкоз медиа» принадлежит офшору «Компьюбайт лимитед» с Британских Виргинских островов. По словам Курта, он не единственный акционер, но своих новых партнеров он назвать отказался.
К началу 2010-х разочаровались в конструкторах сайтов и в «Яндексе». В феврале 2013 года представители поисковика предложили uCoz забрать всю базу сайтов сервиса «Яндекс.Народ» (порядка 1 млн). Курт не отказался. Пресс-служба «Яндекса» тогда сообщала, что сделка не была денежной — «Я.Народ» нужно было развивать, а сама компания не хотела больше заниматься этим активом. uCoz получил дополнительно 1 млн сайтов, но зарабатывать на них удавалось с трудом.
uCoz в цифрах
100 тыс. активных пользователей появилось у uCoz через шесть месяцев после запуска
$1,5 млн составили инвестиции DST Group в uCoz
2 года составляет средний срок жизни сайта
161 человек работает в uCoz в 2016 году
В 5 городах открыты у компании офисы — в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и украинском городе Черкассы
116 «боевых» серверов у uCoz, на которых живут сайты и система, $5 тыс. — средняя цена одного сервера
$7 — размер среднего чека пользователя сайтом uCoz
60% выручки uCoz приходится на пользовательские платежи
Данные компании
Тотальная монетизация
Сложности с монетизацией — ключевая проблема бесплатных конструкторов сайтов. Сначала uCoz зарабатывал на рекламе, которую размещал на страничках своих пользователей. Потом стал брать деньги с тех, кто хотел размещать на сайте свою рекламу, а не ту, что поставляли партнеры uCoz. Но эта модель позволяла зарабатывать только при минимальных издержках.
Сейчас у компании 116 серверов (каждый из которых стоит $5 тыс.), штат разросся до 160 человек, работают офисы в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и украинских Черкассах. Большая часть расходов идет на ФОТ — примерно 60%, 10% — на оборудование, 30% — маркетинг и пр. По мере роста бизнеса компания начала балансировать на грани рентабельности. Например, по данным СПАРК, в 2012 году «Юкоз Медиа» получила 6,7 млн руб. убытка при выручке 23 млн руб., в 2013-м — 675 тыс. руб. убытка при выручке 41,5 млн, а в 2014 году получила небольшую прибыль 286 тыс. при выручке 65 млн руб.
С 2010 года uCoz стала работать по freemium-модели: основную, необходимую часть функционала клиент получал бесплатно, а дополнительные опции, например функцию интернет-магазина или SEO-модуль (позволяет оптимизировать сайт к требованиям поисковиков), может докупить. «Мы используем uCoz для создания интернет-магазинов из-за богатого функционала. Всего мы разработали порядка 50 сайтов на их платформе», — говорит Александр Ананьев, основатель студии дизайна MUST-STYLE.
Средний месячный платеж с момента основания до 2014 года составлял около $3 в месяц. Однако два года назад тарифы выросли, а средний чек достиг $7. Из 1–1,3 млн пользователей (их количество зависит от сезонности) платные пакеты приобрели 50 тыс. владельцев сайтов.
В 2015 году, как уверяет Курт, совокупная выручка uCoz составила $3,5 млн, 60% принесли платежи пользователей, 25% — реклама, 15% — «косвенные платежи» (например, продажа доменов). uCoz взаимодействует с несколькими крупными агрегаторами рекламы: Between Digital, Criteo, Propeller Ads.
Проблемы uCoz усугублялись тем, что конструкторы сайтов стали использоваться для размещения нелегального контента и спама. «Бесплатные конструкторы сайтов стали использовать спамеры, разносчики вирусов, «пиратские» ресурсы, что, конечно, повлияло на имидж таких ресурсов», — рассказывает Анатолий Денисов из CMS Magazine. Большинство из топ-100 самых посещаемых ресурсов uCoz — торрент-трекеры, сайты с бесплатным потоковым видео и др. Из топ-10 самых популярных только Pedsovet.su Екатерины Пашковой не связан с «пиратским» контентом. Конструктор и хостер, конечно, не отвечает за содержимое сайтов, которые создаются с его помощью, но реклама на таких ресурсах стоит в несколько раз дешевле, чем на обычных порталах. «Самые дорогие показы СРМ стоят 120 руб. за 1000 показов, а самые дешевые — 10 руб.», — говорит Курт.
Роскомнадзор активно воюет с «пиратами», закрывая их домены. Прошлой осенью был поставлен печальный рекорд — за одну неделю закрыли сразу 50 доменов на uCoz за «пиратский» контент.
uCoz оказался в трудном положении: обычные люди переходят в социальные сети, крупный бизнес предпочитает использовать платные «коробочные» CMS, а на «пиратах» много не заработаешь. В этой ситуации Евгений Курт решил сделать ставку на малый бизнес.
Попробовать с малыми
В 2014 году uCoz начал разрабатывать CMS специально для малого и среднего бизнеса — uKit. Это более 200 готовых шаблонов для сайтов предпринимателей — автомойка, турагентство, фотоателье и т.п. Инструмент рассчитан на самых неопытных пользователей — создать сайт можно, перетаскивая функциональные блоки мышкой.
С помощью uKit можно конвертировать публичную страницу Facebook в сайт автоматически. «Это хороший ход — многие предприниматели сейчас начинают в соцсетях, а уже затем решают сделать свой сайт. В интеграции с соцсетями будущее конструкторов сайтов», — считает Денисов. По данным Facebook, в мире больше 50 млн страниц малого бизнеса, в Рунете их 150 тыс. Похожий сервис пока предлагают только два иностранных проекта: Pagevamp и SiteFly. При этом сайты на uKit имеют адаптированный для телефонов и планшетов дизайн.
Сначала в 2015 году Курт решил сделать новый продукт на 100% платным, но это не получилось: большинство пользователей после нескольких пробных дней использования не начинали платить. Так что сейчас компания вернулась к freemium-модели — весь функционал бесплатный, а за техподдержку нужно платить $4–5 в месяц. По данным компании, на uKit к апрелю 2016 года создано уже больше 300 тыс. сайтов. Средний чек пользователей uKit составляет $7,5, платят примерно 3–4% пользователей. В uKit компания не размещает рекламные блоки.
«Для молодого учителя с небольшой зарплатой была очень актуальна бесплатность сервиса»
Главный редактор Pedsovet.su Екатерина Пашкова
«Я разрабатывала сайт Pedsovet.su в 2007 году. Я не была профессиональным веб-мастером, создание сайтов было скорее моим хобби. Первый свой сайт я создала на платформе «Народ», это был неофициальный сайт школы, но там были трудности с добавлением новых материалов, потому что каждую страницу сайта приходилось писать с нуля, и не было возможности у пользователей принимать участие в развитии сайта, добавлять материалы.
В то время я натолкнулась на uCoz и поняла, что он дает мне гораздо больше возможностей. Здесь были уже готовые модули: «Новости», «Фотоальбом», «Гостевая книга» и др. Была возможность не только мне, как администратору, публиковать свои материалы, но и пользователям самим публиковать свои разработки (уроки, презентации, тесты). И в панели управления я, как администратор, могла назначать права группам пользователей — так у нас постепенно появилась команда помощников-модераторов, которые проверяли и публиковали поступающие на сайт материалы.
Для молодого учителя с весьма небольшой зарплатой была очень актуальна бесплатность сервиса и его полная функциональность. В дальнейшем мы уже докупили доменное имя pedsovet.su, стали оплачивать отдельные услуги (например, расширение дискового пространства для хранения файлов). Я пыталась смотреть другие CMS, но там нужно было разбираться в технических тонкостях, следить за обновлениями, безопасностью и программировать сайт.
Со временем, конечно, мы столкнулись с некоторыми ограничениями, которые есть в конструкторе. Некоторые уникальные сервисы и функционал невозможно или трудно было реализовать. Однако в последние годы uCoz дал нам больше свободы в управлении сайтами: появилась возможность использовать PHP и API, базы данных (то есть программировать индивидуальные решения для себя), появился тариф VIP, где также есть возможность реализовать индивидуальные решения, сделать индивидуальные настройки конструктора.
На сегодняшний день наш сайт существует уже почти девять лет — это пусть и небольшой, но бизнес».
Татьяна Одинцова
Источник: газета РБК
Оригинальный заголовок: Сайт своими руками
Похожие новости: Как заработать на графоманах?