Представители отечественных СМИ обсудили то, какое будущее ждет медиаиндустрию, поделились рассказами о своей работе. Среди приглашенных были как редакторы «Медузы», Snob или «Афиши Daily», T&P и «Батенька, да вы трансформер».
Классика жанра
Главный редактор «Медузы» Иван Колпаков считает, что руководитель редакции должен выступать в трех основных ролях – как тренер, художественный руководитель и шаман. Колпаков также объяснил концепцию своего издания. ««Медуза» говорит, что Россия — часть огромного мира. Нельзя обнести страну частоколом. Политика изоляционизма не меняет того, что все происходящее в России влияет на весь мир, а все, что творится в мире, непосредственно влияет на Россию. В «Медузе» мы пытаемся показать, что есть большой мир, повестка которого для нас не менее важна, чем российская. Если вы не идете к мировой повестке, то она сама придет к вам», - цитирует главного редактора «Медузы» T&P.
О работе журналистов и редакторов Snob.ru рассказала главный редактор сайта Лика Кремер. Модель сайта Snob строилась таким образом, что за возможность участия в беседах и доступа к некоторым материалам, пользователь должен был заплатить, а авторы текстов, опытные, известные журналисты, выступали в качестве модераторов и обязаны были отвечать на вопросы читателей. Нравилось это далеко не всем. «Тогда мы выбрали промежуточный вариант: мы — СМИ, и никого не слушаем, но рядом у нас есть определенный социальный капитал. С тех пор авторы не обязаны общаться с аудиторией, если они того не хотят. Однако главный редактор все равно продолжает нести ответственность за те блоги, которые ведут его участники», - процитировали T&P слова главного редактора электронной версии Snob.
Главный редактор сайта «Афиша Daily» Екатерина Дементьева рассказала о том, с какими трудностями приходится сталкиваться при переходе с бумажной версии на электронную. «Весь мой накопленный опыт пятилетней работы в редакции печатной версии оказался бессмысленным, потому что в итоге ты прекрасно понимаешь все принципы верстки бумажной страницы, но совершенно не знаешь, что такое правильное SEO, расстановка ссылок и многое другое. Я надеюсь, что мы доживем до того времени, когда в профессиональном сообществе в качестве руководителей медиа не будет ни одного человека из бумажного издания, а будут люди, которые научились делать большие и красивые истории онлайн», - высказалась Дементьева.
Присутствовали на встрече и представители цеха научной журналистики. По словам главного редактора N+1 Андрея Коняева, главная проблема заключается в том, что мало кто способен писать о науке так, чтобы текст был и грамотным и читаемым. Другая сложность - в отечественной науке не о чем писать. «Вы знаете, какое самое популярное слово в российских научных новостях за последние два года? Путин. Потому что ничего больше не происходит. Помимо Путина, в научных новостях много оборотов в будущем времени, а будущее время, как известно, хорошо смотрится только в пресс-релизах», - считает Андрей Коняев.
О деловых медиа рассказал Николай Кононов из проекта «Секрет фирмы». В деловой журналистике, так же как и в научной, авторам приходится сталкиваться с профессиональной терминологией, не понятной читателям. «Практически все бизнес-тексты — о том, что кто-то купил кого-то или нашел лазейку, чтобы сделать что-то. Главред должен следить, чтобы тексты были понятными. Если он хочет делать внятное медиа, то на его плечи ложится обязанность обучить своих редакторов искусству проектировать и рассказывать истории», - считает Николай Кононов.
Слово экспериментаторам
Шеф-редактор портала «ВОС» Дарья Борисенко рассказала о том, какой она видит жизнь главного редактора. По ее мнению, это человек, которого не очень любят подчиненные. «К сожалению, главный редактор — это человек, которого периодически должны ненавидеть. Вы должны понимать, что как только вы станете главным редактором, вы станете человеком, который будет отвечать за любую ошибку вашего издания, вы не сможете переводить стрелки. А если не научиться делегировать обязанности и закрывать глаза на чужие ошибки, вам придется вставать в семь утра, ложиться в три часа ночи и в промежутке вновь пытаться все контролировать», - считает Дарья Борисенко.
Инна Герман из Theory&Practice сразу обозначила, что этот портал не является медиа в чистом виде. Ключевое слово, вокруг которого строится вся редакционная политика – знание. Она рассказала и о своей роли в издании. «Главный редактор сейчас должен заниматься не только самими текстами, но и их дистрибуцией. Он должен понимать, как сделать так, чтобы текст дошел до читателей, потому что меняется не только восприятие самих материалов, но и методы их продвижения. Я считаю своим главным достижением умение собрать вокруг себя такую команду, которая могла бы продолжать работать вне зависимости от состояния главного редактора», - цитирует Герман T&P.
О формате существования самиздата в России рассказал Егор Мостовщиков, сооснователь сайта «Батенька, да вы трансформер». Свой сайт он считает аномалией. Главред «Батеньки» рассказал, почему не стоит заниматься подобной деятельностью. Главная озвученная им причина это то, что работы очень много. В условиях отсутствия финансирования, главный редактор делает все сам: пишет, редактирует, рисует и так далее. Другая проблема заключается в разном отношении авторов, кто-то воспринимает самиздат как шутку и развлечение, другие относятся серьезно. «Мы надеемся, что когда-нибудь это станет нашей полноценной работой, но на этой почве возникает немало конфликтов, потому что те, для кого это несерьезно, ленятся и тормозят процесс», - цитируют редактора «Батеньки» T&P.
Встреча редакторов прошла в Москве в рамках обучающего проекта Verba Academy. Подобнее об итогах встречи «Общества главных редакторов» можно прочитать на сайте T&P.
Источник: Lenizdat.ru
Оригинальный заголовок: Эволюция главного редактора
Похожие новости: Константин Зятьков о журналистских расследованиях