В абсолютном выражении объем рынка по итогам 2015 года составил 1,04 трлн рублей. Эксперты полагают, что в течение пяти лет среднегодовой темп роста всей медиа-индустрии ожидается на уровне 6,4 %, что выше общемировых темпов (4,4 %), к 2020 году выручка рынка составит более 1,3 трлн рублей.
«По нашему анализу, темпы роста медиа-рынка не столько зависят от географии, сколько от структуры населения той или иной страны. Молодежная аудитория обеспечивает рост даже в странах с отрицательным ВВП, в то время как в развитых странах с хорошими экономическими показателями, но стареющим населением, темпы роста медиа рынка низки», — констатирует руководитель практики по оказанию услуг компаниям в области связи, информационных технологий и СМИ PwC в России Юрий Пуха.
Прошлый год для российской медиа-индустрии оказался не самым успешным. Большинство сегментов продемонстрировали отрицательную динамику относительно 2014 года. Особенно ярко эта тенденция проявилась в первом квартале 2015 года, когда рекламодатели заморозили рекламную активность в целях сокращения расходов. Несмотря на увеличение доходов в течение последующих трех кварталов, падение первого квартала сказалось на уменьшении годовых показателей. Например, по данным PwC за 2015 год объем рынка телерекламы сократился на 24% до 110,5 млрд рублей, а рынка радио – на 32% до 12,3 млрд рублей.
На сегменты индустрии значительное влияние оказало внутреннее регулирование. В начале 2016 года вступили в силу новые поправки к закону о СМИ. Начиная с февраля 2016 года доля участия иностранных юридических и физических лиц в капитале российских СМИ не может превышать 20%. Ранее ограничение составляло 50% и распространялось только на радио и телевидение. Другим ограничением продолжает оставаться пиратство, несмотря на значительные меры уже предпринятые против него.
Долгое время реклама на телевидении была лидером по объему доходов. В 2015 году выручка здесь составила 124,5 млрд рублей. Однако благодаря стремительному развитию технологий, активному распространению интернета и смартфонов уже в 2016 году, согласно прогнозу PwC, интернет-реклама обгонит телевизионную рекламу, «заработав» 138,9 млрд рублей, и станет новым лидером на российском рынке рекламы, тогда как доходы от рекламы на телевидении составят 131 млрд рублей
Главным драйвером в интернет-среде по мнению экспертов останется контекстная реклама: в пятилетней перспективе этот сегмент достигнет 145,4 млрд рублей, продемонстрировав среднегодовой темп роста на уровне 12,8%.
Развитие мобильных технологий и проникновение гаджетов в повседневную жизнь особым образом меняют структуру доставки рекламного сообщения до адресата, так как появляются новые форматы размещения контекстной рекламы, вытесняя традиционную медийную рекламу. Ожидается, что к 2020 году наиболее динамично развивающимися сегментами по данным исследования PwC станут интернет-реклама (среднегодовой темп роста 16,2 %), платное телевидение (9,79 %) и доступ в интернет (7,61 %).
В прошлом году отрицательную динамику продемонстрировал сегмент печатных СМИ: здесь был зарегистрирован самый низкий показатель среднегодового темпа роста — 8,2%. Факт, в том числе, обусловлен высокой конкуренцией между печатными и интернет-изданиями и свидетельствует, что потребление новостного контента плавно переходит в интернет-среду.
«Медийный рынок сильно зависит от экономики, поэтому сейчас основной вопрос — что будет происходить с экономикой в целом. В четвертом квартале 2014 года все очень испугались негативных прогнозов развития экономической ситуации, поэтому в 2015 году рынок рекламы сжался намного сильнее, чем того требовала реальная ситуация», — считает главный исполнительный директор Havas Media Group Борис Карасев.
По его мнению, кризисочень сильно влияет на рекламу автомобильного сегмента и финансового сектора. В других областях ситуация будет оставаться достаточно стабильной. Безусловным лидером инвестиций в медиа остается фарминдустрия, так как она в меньшей степени подвержена влиянию кризиса. Российский фармрынок остается довольно привлекательным для иностранных игроков, поэтому они активно инвестируют в него, что в том числе отражается и на медиа-рекламе
Телевидение, цифровые медиа и интернет — это те сегменты медиа-рынка, которые восстановятся быстрее. Это, по мнению Карасева, связано с тем, что стоимость контента в этих сферах ниже по сравнению с другими СМИ, и эти каналы показывают стабильный результат.
Пресса, радио и наружная реклама будут находиться в наиболее сложной ситуации. В безусловном же тренде окажется интернет. В этом нет ничего удивительного, поскольку как предполагает Карасев задача медиа — идти туда, где есть потребитель. А современный потребитель все больше времени проводит в интернете.
«Удивительно, но факт: в интернете люди ищут тот же самый контент тех же самых ТВ-каналов, люди посещают те же самые сайты газетных изданий, что и офлайн. Поэтому говорить о том, что они отказались от традиционных медиа и ушли в интернет, не совсем верно. Во многом это те же самые медиа, но уже в цифровой среде. В результате это вызывает перераспределение медийных инвестиций из традиционных СМИ в интернет, поэтому необходимо понимать, что происходит в интернет-среде. Однако ситуация в целом очень похожа на то, что происходило раньше в офлайн», — резюмирует эксперт.
Александр Жидких
Источник: Kazanfirst.ru
Оригинальный заголовок: Рынок рекламы стремительно уходит в интернет
Похожие новости: Российскому рынку рекламы предсказывают рост