Стоит отметить важность поднятых на конференции тем, представительный состав участников, обилие материалов для анализа и высокий градус дискуссии. Среди прочих стоял вопрос — на какую поддержку и льготы может рассчитывать полиграфия от государства.
В числе тем, заявленных в программе, были:
•перспективы производства печатных СМИ и книжной продукции;
•финансовые риски и кризис неплатежей;
•бумага для печати как ценовой фактор в полиграфическом производстве;
•антикризисные меры и направления диверсификации производства в типографиях;
•обсуждение мер государственной поддержки издательско-полиграфической сферы деятельности в кризисной ситуации.
C докладами выступили: начальник управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Ю. С. Пуля; президент Союза издателей «Гильдия издателей периодической печати» С.Н. Моисеев; генеральный директор VMG Д. А. Ремизов; редактор журнала «Книжная индустрия» С. Ю. Зорина; директор издательства «Курсив» А. Ч. Амангельдыев.
В обсуждениях и дискуссии также приняли участие руководители крупнейших полиграфических комплексов России — С. В. Власов, генеральный директор УК ЗАО «Российские газеты»; П. Л. Арсеньев, генеральный директор ИПК «Парето-Принт»; Е. И. Фельдман, генеральный директор ОАО «Можайский полиграфический комбинат» и другие известные полиграфисты.
Борис Александрович Кузьмин сделал вводный доклад, в котором представил динамику развития отечественного полиграфического рынка и «московского центра» в частности.
В нём он в частности отметил, что рынок полиграфических работ в России оценивается в 7 миллиардов долларов, в США — 160 млн долларов, в Европе — 90, в Китае — 60.
«У полиграфии у нас сейчас даже одного процента от ВВП нет. Наш полиграфический рынок сейчас существенно дифференциирован, разбит на сектора, у каждого из которых свои интересы. И мы отмечаем, что внимание к полиграфии, и в том числе к издательской полиграфии в нашем медиасообществе в последние годы невелико. Я часто спрашиваю коллег — какие проблемы вы видите в полиграфии, какие к ней вопросы? Ответ почти всегда один и тот же — к полиграфии вопросов нет.
В Министерстве связи, к которому полиграфия сейчас подведомственно относится, полиграфии также уделяется не очень много внимания, а в прошлом году ещё правительство изменило своим постановлением формат оценки производства (теперь это делается по доходам), и все наши полиграфические предприятия, включая крупные, попадали фактически в микро- и малые предприятия.
Как сказал один авторитетный эксперт — «возможно, мы и достигли дна, но оно вязкое и оттолкнуться сложно». Но беда ещё в том, что некоторые не начинают искать более твёрдую почву, а обустраиваются там, и вот это страшно».
Основной вектор выступления президента МАП можно обозначить как необходимость искать пути сохранения традиционных ценностей полиграфии и развития в новых экономических условиях в момент смены парадигмы развития информационной полиграфии.
Моисеев Сергей Николаевич, Президент ГИПП, председатель совета директоров издательско-полиграфического комплекса «Подольская фабрика офсетной печати» рассказал в своём выступлении о практических аспектах работы в кризисных условиях.
— Я — президент гильдии издателей периодической печати, которая объединяет многие многотиражные издания страны (это моя общественная нагрузка) и председатель совета директоров ИПК, в который входит газетная, журнальная и книжная типографии, небольшое книжное издательство и издательский дом «Шесть соток». Мы не самые крупные, но и не самые маленькие — у нас объём порядка миллиарда рублей. Так что, некоторым образом, мы в комплексе отражаем ситуацию и все проблемы, которые сейчас есть в отрасли. И могу ответственно заявить: первый вопрос, который интересует издателей — это полиграфия. Так же и у книжников, мы знаем это из известного письма Степашина. Главное — это стоимость печати и материалов.
И, безусловно, на отрасли сказывается и уход многих периодических изданий с рынка, он также повлиял на типографии. Последний пример — «Московская правда», с 1 июля газета прекращает выпуск печатной версии.
Основная проблема которая сейчас стоит перед отраслью это стоимость материалов, в том числе отечественной бумаги. Приведу пример — предприятие, которое работает в нашем холдинге и которое занимается в основном медиапродукцией. Если в прошлом году минимальный объём по рентабельности, который позволял выйти в ноль, был 23 миллиона рублей, то в этом году это 31 миллион рублей. При том что численность осталась та же самая. То есть это удорожание, по сути дела, материалов. На треть.
Это сказывается на стоимости для издательств, у которых также сократились и рекламные поступления. Ещё один важный фактор, который существенно влияет на положение СМИ, это дистрибуция. Здесь мы также видим, существенное удорожание почтовой доставки и розничного распространения.
Очень сложно сегодня сегменту мелких и средних издательств, в том числе книжных, а периферийные типографии и живут за счёт этого сегмента. Сегодня многие дистрибуторы прописывают отсрочку платежа в 120 дней, и этот разрыв перекладывается на издательства и типографии.
Катастрофическая ситуация с региональной прессой. Затраты выросли, а денег им государство в этом году дало меньше в два раза, чем было раньше. И государственной программы поддержки полиграфии у нас нет.
Прекращение выпуска «Московской правды» и «Новых известий» — это лишь вершина айсберга. За 5 месяцев этого года у нас (в Российской Федерации) закрылось порядка 750 печатных изданий и перестали существовать 140 типографий».
Светлана Зорина, главный редактор журнала «Книжная Индустрия» представила детальный и информативный доклад «Книжный рынок России. 2011-2016». Цифры говорят сами за себя.
Объём рынка печатной книги в 2015 году в натуральном выражении (экземплярах) сократился на 10% и вырос на 2% в рублевом выражении.
Оборот книжной отрасли (издания, отпечатанные типографским способом) сократился с 80,58 млрд руб в 2011 году до 73,55 млрд руб в 2015 году. Понятно, что для понимания масштабов динамики необходимо учитывать и снижение реальной покупательной способности рубля. Прогноз на 2016 год — дальнейшее падение оборота. Оборот книг (B2B и В2С), произведённых в цифровой форме, за это время вырос с 0,315 до 2,250 млрд руб.
Также с 2008 по 2015 год на 9% снизилось число выпускаемых в год книжных изданий, а суммарный тираж книг и брошюр в эти годы снизился на 40%: с 760,4 до 459,4 млн экз. Число издательств, выпускающих более 12 названий книг и брошюр в год, сократилось с 1302 до 1239 (-4,8% к 2008 г.), всего издательств стало 5399 (-7,5% к 2008 г.).
Большая часть продаж бумажных книг (55,9%) происходит в структуре рыночных каналов сбыта, это 1930 магазинов.
По итогам 2015 года экземплярные продажи сократились на 3,77%, рублевой оборот вырос на 9,45%. Прогноз на 2016 год: дальнейшее сокращение экземплярных продаж – минус 3,5%, рост средней цены реализации на 5-9%, рост объёма книжного рынка – около 2 млрд руб, отрицательная динамика сохранится по бюджетному сегменту книжной отрасли.
Начальник управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Юрий Сергеевич Пуля представил собранию краткий доклад о текущем состоянии отрасли и возможных государственных программах её поддержки. Тезисно его основные позиции можно изложить так:
«Мне кажется, что развитие полиграфической отрасли нужно оценивать в связи с общим состоянием экономики. Если экономика России оценивается как 3,4% от общемировой, Европа — 17%, а США — 22%, то и полиграфия стран в известной степени отражает сложившиеся пропорции.
Если же говорить о текущем моменте, то, очевидно, кризисная ситуация продлится не один день. При этом опыт показывает, что кризис со временем переходит в возрождение. И сейчас наученные горьким опытом предыдущих лет коллеги стали готовится заранее, и решать проблемы в позитивном ключе: оптимизировать кадры, сокращать расходы, внедрять более интенсивные технологии. Так было и в 1998 году, и в 2008-м — во все эти периоды отечественная полиграфия находила способы выйти из кризиса с хорошими результатами. Но нынешний кризис помимо того что он затяжной, отличается ещё тем, что он не только экономический, но и системный, многофакторный. Он возник в точке конфликта между традиционной полиграфией и современными информационными технологиями.
Те примеры, которые мы видим из реальности (2014 и 2015 года), говорят о том, что экономический и финансовый кризис привёл к тому, что резко взлетела стоимость производства продукции, в первую очередь потому что многие компоненты, обеспечивающие полиграфическое производство, зарубежного происхождения.
Но полиграфия — социально-ориентированная отрасль и она играет немалую роль в жизни современного государства и общества, в связи с чем государством оказывается ряд мер по её поддержке. В 2015 году «Почта России» при государственной поддержке предпринимала усилия для более правильной организации процесса подписки на периодику. Нельзя сказать, что все проблемы решены, но произошло уменьшение темпов падения распространения печатных СМИ по подписке.
Также в прошлом году усилия издательско-полиграфического сообщества увенчались успехом и удалось принять ряд мер, направленных на поддержку российской индустрии печати, речь прежде всего о таможенных льготах… Выделяются средства и в рамках поддержки социально-значимых СМИ, в рамках программы «Культура России» и для реализации программ выпуска изданий для инвалидов.
Всего из федерального бюджета выделяется в год порядка 150 млн рублей на издание книг для инвалидов, 120 млн на поддержку традиционного книгоиздания, и порядка 270 млн рублей на поддержку региональной прессы. На федеральную прессу в лучшие году выделялось порядка 140 млн рублей, сейчас — около 50.
В 2015 году ОНФ посчитал, что если суммировать ещё и все региональные бюджеты, то на «полиграфические цели» выделяется 36 миллиардов рублей. Но наши коллеги поставили эту чрезмерную цифру под сомнение, нам она не кажется очевидной.
В условиях макроэкономической неопределенности, мощности газетно-журнального бизнеса сегодня превышают потребности рынка. Много ли вы назовете газет, которые сейчас выходят миллионными тиражами? Эти тенденции свойственны для всего мира. Но я уверен, что поиски издателями нового места и форматов печатных СМИ дадут свои плоды. Полиграфия за последние 15 лет смогла трансформироваться таким образом, что сегодня представляет собой развитую современную промышленную отрасль. А разговоры о том, что дни печатных СМИ сочтены мы слышим уже 15 лет, и они… остаются разговорами».
Весьма интересные точки зрения также высказали Д. А. Ремизов (VMG), А. Ч. Амангельдыев («Курсив») и С. В. Власов («Российские газеты»), их мы представим в очередном номере журнала, а директора крупнейших полиграфических комплексов выразили свои мнения в обсуждении в кулуарах.
Итогом конференции стал обмен мнениями и отчёты о текущей ситуации в отрасли, а также поиск единого подхода к возможному формулированию необходимых со стороны государства мер поддержки отечественной полиграфии. В числе последних был предложен и обсуждён ряд мероприятий и льгот, которые можно обозначить как обеспечение отечественной издающей полиграфии режима наибольшего благоприятствования для обеспечения большей конкурентоспособности с зарубежной полиграфической индустрией.
А. Шмаков
Источник: Полиграфия Петербурга
Оригинальный заголовок: Кризис как фактор дальнейшего развития отечественного полиграфического производства
Похожие новости: В Москве проходит выставка Printech 2016