Взять хотя бы пакет «антитеррористических» законов, подготовленный депутатами Яровой и Озеровым. Я не встретил в СМИ ни одного одобрительного отклика на данный документ. В бизнес-сообществе поднялся мощный протест. Топ-менеджеры различных компаний обвинили авторов законопроекта в том, что они не просчитали последствий данного решения, в частности, связанных со сроками хранения переписки и разговоров пользователей интернета и мобильной связи. Ужас связистов и интернетчиков вполне понятен, т.к. на выполнение требований закона отрасли потребуется более 3-х триллионов рублей, потребители будут больше платить за услуги мобильной связи, а крупнейшие операторы этого рынка связи окажутся перед угрозой банкротства. Но самое пикантное в этом деле то, что закупать дополнительное оборудование для хранения данных придется за рубежом, и упомянутые 3 трлн. руб. уйдут за границу и укрепят финансово западные компании, а отнюдь не отечественного производителя.
Всполошилось и Минкомсвязи. По сообщению ТАСС, министр Никифоров заявил: «В этом законопроекте содержится ряд статей, которые, на наш взгляд, трудно реализуемы с технической точки зрения. Считаем, что возникнут серьезные вопросы применения закона. И уверены, что требуется целый ряд детализирующих поправок к статьям, которые касаются нашей технологической сферы».
Ментимер Шаймиев, бывший президент Татарстана, также обратился к верхней палате с призывом не утверждать документ в существующей редакции. Но Совет Федерации призывов уважаемого авторитетного политика так и не услышал.
Словом, в принятии данного документа, который оперативно проштамповала наша верхняя палата, проявились и спешка, и отсутствие необходимых расчетов, и полное игнорирование мнения профильного министерства и отраслевого сообщества.
Еще один законопроект, также проштампованный в оперативном порядке обеими палатами парламента, вызвал массу вопросов у общественности. Речь идет о федеральном законе «Об основах профилактики правонарушений», который вводит понятие «антиобщественное поведение», в соответствии с которым будут браться на учет лица, нарушающие «общепринятые нормы поведения и морали». Данный документ по причине полной размытости и нечеткости критериев создает широкие возможности для произвола и коррупции, т.е. удобряет почву для массовых злоупотреблений и ущемления прав человека. Что такое «общепринятые нормы морали» в законе не расшифровано. В многоконфессиональной стране существуют разные понятия норм морали и общественного поведения. Поведение различного рода меньшинств также не вписывается в логику данного закона.
И наконец, многострадальный закон «О торговле», поправки к которому, ограничивающие деятельность супермаркетов в отношениях с поставщиками, были приняты по инициативе группы сенаторов и депутатов во главе с Ириной Яровой. Как и во всех остальных случаях, авторы законопроекта были движимы добрыми намерениями – облегчить условия жизни и условия работы поставщиков продуктов питания в ритейл. Но получился очередной казус, угрожающий разрушить связи между поставщиками продуктов и ритейлом, настолько очевидный, что федеральный бизнес-омбудсмен Титов направил письмо Президенту РФ Путину и в Совет Федерации с просьбой сдвинуть срок вступления закона в силу хотя бы на год, дабы не наносить ущерб бизнесу. Совет Федерации проигнорировал обращение Титова и утвердил данный закон.
Вообще оперативность работы нашей верхней палаты за вчерашний день поражает. 29 июня ею было утверждено 160 законов – в среднем, один закон за три минуты. Скорость потрясающая, вот бы и нашим футболистам такую же быстроту в их работе! В работе с мячом такая скорость была бы уместна, а вот для сенаторов – не уверен.
Добавлю к сказанному, что Госдума №6 приняла около 80 законов, крайне вредных для медиаотрасли, наносящих удар за ударом по нашей индустрии. К их числу я отношу ограничение рекламы в печатных СМИ, запрет на продажу табака в киосках прессы, ликвидацию дотаций на доставку подписных изданий населению и др. Остается только ожидать, что следующий состав Госдумы засучит рукава и исправит все те многочисленные ошибки, которые допустила уходящая Дума. Нам ничего не остается делать, кроме того, что надеяться.
Напомню, что обращение главредов федеральных СМИ к Президенту РФ по поддержке медиаотрали В.В.Путин поддержал, но и правительство, и парламент мнение Президента проигнорировали.