СМИ проигрывают соцсетям

Если верить экспертам, СМИ вот-вот проиграют в борьбе с социальными сетями. Сегодня, когда каждый из нас несколько часов в день тратит на самые разные манипуляции с гаджетами — от звонков и переписки в мессенджерах до перепостов фотографий и мемов, СМИ крайне сложно удержать интерес к своему продукту.

Слишком много соблазна, отвлекающего от новостей, заготовили разработчики приложений и креаторы соцсетей.

Как раз эту проблему, обсуждая планы по разработке профессиональных стандартов для будущих специалистов, затронули участники форсайт-сессии «Медиапрофессии XXI века», которая недавно прошла на факультете журналистики МГУ.

— Во всем мире СМИ перестали быть монополистом на своем рынке, — объясняет медиаэксперт Наталья Лосева. — Появляются более удобные поставщики информации, которые отнимают у редакций их функции: сообщать и интерпретировать новости. Я имею в виду всевозможные компании, ведомства, персональные каналы распространения информации и т. д. Многие СМИ пребывают в уверенности, что один лишь качественный контент обеспечит им постоянного потребителя. Это не так. Сегодня требуется математически просчитывать каждый свой шаг.

Только тогда, по мнению Натальи Лосевой, журналисты будут знать, для кого они работают: какая часть аудитории в какое время суток и, допустим, в какой части страны наиболее активно станет обращаться к материалам конкретного СМИ.

— Эти изменения стали для нас большой проблемой, — подчеркиваетисполнительный директор Службы финансово-экономической информации «Интерфакса» Юрий Погорелый. — Прочитывая информационные сообщения в Сети, люди все реже обращают внимание на первоисточник, для них не имеет значения, какое издание распространило новость. Они просто открывают ленту в соцсети и бегло просматривают перепосты. Потом даже не могут вспомнить, с какого ресурса была публикация.

Такое «легкомысленное» отношение к авторским текстам, на создание которых порой уходит не один день, журналисты воспринимают очень болезненно. Но, как уверяют эксперты, уже настали те времена, когда репортерам и корреспондентам пора бы усмирить свое болезненное эго.

Так, например, редакционный директор медиапроектов «Mail.ru Group» Сергей Паранько уверен в том, что на сегодняшний день «золотые перья все менее интересны массовому читателю, ведь просто авторов сейчас миллионы». Это уяснили и некоторые ведущие медиаменеджеры, которые при приеме на работу отдают предпочтение специалистам, умеющим эффективно продвигать себя в социальных сетях и уже имеющим сотни и тысячи постоянных подписчиков на этих ресурсах.

— Журналисты должны четко представлять, как их твиты и перепосты информационных сообщений позволят в конечном итоге аккумулировать доход редакции, будут работать на ее экономику, — уточняет заместитель генерального директора холдинга «ВГТРК» Дмитрий Медников.

Если такого рода метрикой не начать заниматься, уверены российские медиаэксперты, то посетители сайтов и дальше будут закрывать эти ресурсы на первой же странице, даже не пытаясь вчитаться в опубликованные новости.

— Безусловно, журналисты сейчас испытывают очарование всякого рода технологиями, пытаются как можно скорее освоить их, — вступает в дискуссиюглавный редактор «Russia Beyond The Headlines» Всеволод Пуля. — Но иногда забывают, для чего эта погоня за новизной нужна. В итоге получается пустое использование технологий ради технологий, когда ни редактор, ни журналисты не понимают, как внедренные изменения могут работать на успех издания.

Плюс в реальности нередки случаи, когда аудитория просвещена куда лучше самих журналистов — именно она первой начинает знакомиться с технологическими примочками, находить им самое разное применение.

— Те же подростки понимают в технике куда больше взрослых, — отмечаетисполнительный директор по медиа «Rambler & Co» Алексей Гореславский.— Я, например, не возьмусь объяснять своей маленькой дочери, как работают приложения, — она сама все прекрасно знает, я ей в этом точно не советчик. Соответственно, вооруженное гаджетами подрастающее поколение черпает новости исключительно из соцсетей и приложений. При этом меня несколько пугает, что современные дети не имеют ни малейшего представления о традиционных источниках информации, у них уже нет привычки регулярно брать оттуда сведения.

Таких страхов уж точно не испытывает успешный стартапер в сфере массмедиа Ашот Габрелянов, который прочит газетам скорейшую кончину. Когда исход случится? Он уже происходит, уверяет молодой медиаэксперт — «люди не читают прессу»:

— У меня не так давно была встреча в «Washington Post», издании, которое принято считать одним из мастодонтов. Сейчас там сокращают огромное количество сотрудников — редакция не успела вовремя перестроиться с учетом изменившейся конъюнктуры рынка. Появившиеся конкуренты в лице все тех же новых медиа и социальных сетей всего за пару лет отжали у газеты рекламные бюджеты, и у издания нет средств, чтобы содержать прежний штат. Подобная картина наблюдается повсеместно. Скажем, некоторые медиакорпорации отказались от запуска телевизионных проектов, поскольку нет смысла вкладывать туда силы и средства — более прибыльными стали онлайн-ресурсы, где уже научились организовывать собственные трансляции.

Мы наблюдаем и такой парадокс: некоторые традиционные СМИ стали закрывать свои сайты, на которые в свое время делалась ставка. Эти игроки выяснили, что порядка 80% их аудитории предпочитают смотреть информацию через мессенджеры, соцсети, ставшие основными дистрибьюторами контента.

Технологическая база меняется столь стремительно, что очень тяжело поспевать за новинками. Я тесно общаюсь с представителями американских медиакорпораций и чем больше изучаю используемые на Западе технологии, тем больше убеждаюсь, что, несмотря на свой возраст (27 лет. — С. Б.), в понимании многих вещей уже отстаю, — заключает Ашот Габрелянов.

— Не случайно я даже сейчас, пока идет дискуссия, не отрываюсь от двух своих смартфонов, — добавляет телеведущая, директор телеканала «MTVРоссия» Яна Чурикова. — Мне приходится с помощью коммуникаторов контролировать множество процессов, происходящих в редакции. И в свою очередь мне нужны очень гибкие специалисты, которые умеют не только снимать сюжеты, но и создавать материалы для разных соцсетей, писать тексты, быть редакторами. И если потребуется, оперативно снять ролик на телефон, на нем же смонтировать сюжет и, опередив конкурентов, первым распространить в разных медиа.

Важен и другой тренд. Чтобы выжить на рынке, работающим в медиаиндустрии мало осваивать технологии — необходимо смириться с тем, что сегодня невозможно охватить всю аудиторию, быть интересным для всех. Как в шоу-бизнесе нет теперь мегазвезд, которые бы нравились абсолютно всем, так и у нас — редакции должны искать свою узкую нишу, в которой они сумели бы добиться определенных успехов, — уверена Яна Чурикова.

Решая эту задачу, журналисты, конечно, могут пойти на поводу у читателя, слушателя и зрителя. Однако все информационные каналы тогда будут забиты совершенно бесполезным развлекательным контентом. По словам Ашота Габрелянова, в настоящее время по просмотрам в Сети бьют все рекорды многочисленные «видеоролики с котиками». Никакой проблемный репортаж и аналитика не способны побороться с этими котами…

Замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин, впрочем, предостерегает руководителей СМИ. Пытаться увлечь публику такими видео точно не стоит. Разумнее поработать над подачей новостей: если объемные материалы лишь отпугивают читателя, тогда надо учиться сообщать обо всем самом актуальном в максимально сжатом виде. И если журналисты не освоят лаконичный формат, то интернет-пользователи и дальше будут «расшеривать котов».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей ВОЛИН:

— Журналистики в привычном понимании уже не существует. Есть медиакоммуникации, медиасфера или медиабизнес, а журналистика является лишь одним из многих элементов этой системы. Пытаться вычленить ее в качестве чего-то самостоятельного вне мощной индустрии бессмысленно.

КСТАТИ

«Уральский рабочий» продолжает активно развивать свой сайт: газета-уральский-рабочий.рф. На этом портале можно найти как дополнительные сервисы, так и уникальный контент, который не представлен в печатной версии.

Станислав БЕССОНОВ

Источник: Уральский рабочий

Оригинальный заголовок: Твиттер расправится с газетчиками?

Похожие новости: Читателю нужны не новости, а их интерпретация