Рассуждая о влиянии компьютеров и интернета на грамотность молодого поколения, Дарья Сокологорская отмечала в своей статье на сайте «Сигма»: «Понимаю, звучит несколько диковинно, что дети одновременно не умеют толком работать с текстами и прозябают в соцсетях, где на тексте все и строится. Но посмотрите лучше на уровень их сообщений. В сети контент генерируют несколько энтузиастов, да сотня-другая коммерческих брендов — остальное сплошной репост. При этом неважно, что репостит человек: котиков или пост про Бодрийяра, это в равно степени может свидетельствовать о функциональной неграмотности». Автор уверена, что ранний доступ к несущим удовольствие и релаксацию информационным потокам ведет к стремительной деградации и атрофии синтетических функций мышления. В этой же статье, кстати, упоминается, что Стив Джобс и Билл Гейтс отнимали электронные гаджеты у своих детей, считая пользование ими вредным занятием. И что Крис Андерсон, куратор ежегодной конференции известного американского фонда TED (Technology Entertainment Design), также запрещал своим детям пользоваться домашними девайсами больше двух часов в день, причем дети обвиняли родителей в том, что они «фашисты, которые слишком озабочены технологиями». «Я вижу опасность чрезмерного увлечения интернетом как никто другой, говорил К.Андерсон. – Я видел, с какими проблемами столкнулся я сам, и я не хочу, чтобы эти же проблемы имели мои дети».
В статье на сайте picamilon, публикующем материалы по психологии и психиатрии, отмечалось, что сегодня «подрастает поколение digitale natives, рожденных в цифровую эпоху и не помнящих времен без глобальной паутины. Люди, которые попали в зависимость от электронных игрушек, превращаются в киборгов, разговаривающих с собственным смартфоном при помощи программы Siri». И здесь же цитировался Билл Келлер, бывший главный редактор New York Times: «Интернет крадет наши души, мозг теряется в облаках данных, жесткие диски и память мобильных телефонов отнимают у нас остатки нашей памяти».
Развитие цифровых технологий приводит к тому, что наш мозг работает меньше, связи между нейронами ослабевают, а это, по утверждению профессора Манфреда Спицера, директора психиатрической университетской клиники в немецком Ульме, ведет к болезни Альцгеймера, слабоумию и другим дегенеративным заболеваниям.
Что подтверждается учеными из Китая, Тайваня и Сингапура, где компьютерную зависимость считают серьезной угрозой здоровью нации. Китайские ученые обнаружили негативные изменения в сером веществе, а именно уменьшение на 10-20% области, отвечающей за речь, память и моторику, и эти изменения были прямо пропорциональны времени, которое человек проводил за компьютером. В кливлендском Case Western Reserve University зафиксировали прямую зависимость между отправкой многочисленных смс-сообщений, посещением социальных сетей и стрессом, депрессией и склонностью к суициду. В Израиле еще несколько лет назад научно подтвердили первые случаи психозов, вызванных интернетом.
Последствием чрезмерного увлечения интернетом может стать даже одиночество. Согласно исследованиям Стенфордского Университета американские девочки 8-12 лет посвящают он-лайн контактам почти семь часов в день, а реальным встречам — только два часа, во время которых, впрочем, также не выпускают из рук мобильники.
Вместе с тем, есть и обратная точка зрения. Так, Алексей Алексенко писал в «Снобе»: «Да, компьютер и интернет повлияли на способ мышления, но не только негативно. Отпала необходимость запоминать, зато высвободились мощности мозга для решения более креативных задач… То есть, работая в интернете, современное поколение способно достигать таких высот духа, в какие мы возносились лишь после заучивания наизусть дюжин «стихотворений в прозе» Ивана Тургенева. А зачем их учить, если погуглить можно». Это свое утверждение А.Алексеенко подтвердил результатами исследований, проведенных в Калифорнийском университете, где просканировали мозг опытных гуглеров и новичков. Выяснилось, что у опытных пользователей при работе в интернете активизируются более обширные зоны мозга, отвечающие за «зрительные образы, принятие решений и сложные умозаключения».
Все приведенные выше полярные точки зрения о роли мобильных устройств и присутствия в социальных сетях в усилении или ослаблении мозговой деятельности человека на самом деле справедливы каждая по-своему. Я многократно наблюдал, как молодые люди, как у нас, так и за рубежом, собравшись компанией в какой-нибудь кафешке, сидят молча, уткнувшись в свои девайсы. То есть ни разговоров, ни обсуждения актуальных тем, ни обмена мнениями. Все общение – через свои смартфоны. Это выглядит достаточно странным, но я отношусь к подобным явлениям весьма терпимо, считая, что цифровое поколение должно переболеть «смартфономанией». Еще древние говорили: «Ничего сверх меры». Этот афоризм можно отнести как к употреблению, к примеру, сахара, мяса или алкоголя, так и к увлеченности интернетом. Понятно, что эта эпидемия со временем будет идти на убыль, но главное останется в позитиве. Человеческий мозг вооружится новыми возможностями, память перераспределится на необходимость удерживать факты и цифры, нужные для работы в интернете, и освободится от излишней информации.
Мои дети и внуки тоже часто сидят, забившись в цифровые «заросли» компьютерных игр или смс-ки с друзьями. Я наблюдаю, как они взрослеют и умнеют, и время их погружения в глубины интернета постепенно сокращается. Хотелось бы только, чтобы этот процесс шел побыстрее.
Источник: alexander-oskin.livejournal.com