На днях Министерство связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязи) опубликовало перечень печатных изданий, рекомендованных «Почте России» для предоставления скидки на подписку в первом полугодии 2017 г. В списке 2340 изданий. Анализ документа показывает, что в основном в нем значатся газеты, издаваемые органами власти. Им-то прежде всего и даются преференции в виде 15%-ных скидок на подписной тариф. Что ж, в этом ничего удивительного нет - власть заботится о СМИ, которые, что называется, лишнего о ней не напишут. А вот независимых общественно-политических изданий в перечне Минкомсвязи кот наплакал. Есть в документе и странности. Например, зачем подписные скидки газете «Московская правда», которая, как сообщили в редакции, с 1 июля этого года выходит только в электронном виде? Тем не менее, не существующее отныне на бумаге издание фигурирует в списке Минкомсвязи под №997...
Каковы же критерии оценки газеты или журнала, которым Минкомсвязи в лице «Почты России» протягивает руку помощи? Хоть это не декларируется, но, очевидно, список составлен из так называемых социально значимых СМИ. К ним Минкомсвязи относит популярные у населения издания, не менее 2/3 объема которых составляют материалы общественно-политической, научной, образовательной, экономической и культурной тематики. Кроме этого, социально значимая пресса обязана заниматься патриотическим воспитанием, укреплением института семьи, вести пропаганду здорового образа жизни.
У нас в активном рыночном обороте находится примерно 25 тыс. газет и журналов. И что же - лишь 2,3 тыс., менее 10% из них, соответствуют обозначенным критериям? А остальные у граждан, значит, непопулярны, ничего не укрепляют, не пропагандируют вечные ценности? Трудно себе такое представить. Тогда почему их не включили в список на подписную скидку? Почему «за бортом» оказались многие по-настоящему популярные газеты и журналы, пишущие на самые злободневные темы. Почему в списке Минкомсвязи мы не видим, например, таких изданий, как «Известия», «Аргументы недели», «Собеседник», «РБК Daily», «Новая газета»?
Критерии социальной значимости в нынешнем их виде абстрактны, размыты. А все потому, что в российском законодательстве нет такого понятия, как «социально значимые издания». А поскольку нет понятия, и критерии социальной значимости всякий трактует по-своему. Конечно, они должны быть четко определены и оформлены в виде официального документа, например правительственного постановления. Чтобы каждый издатель имел отчетливое представление о том, почему его СМИ не попало в «значимые».
Почему вообще надо делить зарегистрированные государством СМИ на социально значимые и не очень. Это попахивает дискриминацией! Когда Владимир Путин ставил перед исполнительной властью задачу сделать печатные СМИ доступнее для населения, он ведь не выделял социально значимые, а говорил о печати в целом. Равный доступ к печатному слову должны иметь жители центральных областей и окраин. А значит, государству следует поддерживать весь институт подписки, дотируя доставку газет и журналов как жителям больших городов, так и тем, кто живет в труднодоступных районах. Между тем Россия сегодня является единственной страной среди развитых государств, где отсутствует госсубсидирование на доставку подписных изданий населению. Это уже привело к тому, что газеты и журналы по подписке в стране стоят дороже, чем в рознице, хотя должно быть наоборот. По данным Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), отмена госсубсидирования подписки в 2014 г. привела к снижению подписных тиражей почти на треть. Поддержка подписки со стороны государства могла бы стать одной из тех мер повышения доступности печатного слова, о необходимости которых говорил президент России.
Игорь Минаев
Источник: Мир новостей №29-2016