Статус мероприятия был обозначен как межрегиональная практическая конференция – и, пожалуй, по уровню здравой критики, самокритики и прагматизма выступавших ее безусловно можно признать таковой.
Модератором выступил президент МАП Борис Кузьмин. Он обозначил цель мероприятия: выработать внешнюю и внутреннюю политику сообщества для успешного отстаивания интересов полиграфической отрасли. Стоит оговориться, что в данном случае под полиграфической отраслью подразумевалось не производство вообще любой полиграфической продукции, включая упаковку и этикетку, а прежде всего печать книг и газетно-журнальной продукции. Поэтому среди приглашенных были руководители крупных газетных и журнальных типографий («Можайский полиграфический комбинат», «Российские газеты» и др.) и представители Гильдии издателей периодической прессы (ГИПП) – наиболее мощного объединения российских издателей периодики.
Резюме краткого выступления Бориса Кузьмина таково: цифры свидетельствуют, что растет только рынок печатной упаковки, а традиционные СМИ «сжимаются». Решение же проблем лежит в сфере развития именно издательской отрасли и распространения печатной продукции. Это самый логичный и естественный путь, по мнению президента МАП.
Более полно раскрыл содержание проблематики в полиграфии Юрий Пуля – начальник Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Он напомнил собравшимся, что узнать о состоянии отрасли в цифрах можно из ежегодного доклада, который готовится совместно с МАП и находится в открытом доступе на сайте агентства.
Юрий Пуля обозначил нынешнее состояние полиграфии как результат действия многофакторного кризиса. Его главная причина, когда только за последнее время закрылись 140 газетных и журнальных типографий и 750 периодически изданий (цифры предоставлены ГИПП), – это нарастающее противоречие между традиционными технологиями полиграфии и современными средствами коммуникациями. Кризис усугубляется падением рекламных доходов, удорожанием расходных материалов, общим сокращением тиражей книг и периодики, а в результате еще и избыточными производственными мощностями.
С одной стороны, государство и Федеральное агентство постоянно предпринимают шаги, которые прямо или косвенно должны помочь отрасли: это и недавнее обнуление таможенных пошлин на бумагу, и шаги, предпринимаемы ФГУП «Почта России» по снижению цен и упорядочению подписки, и различные культурные программы – взять тот же Год Литературы, который проводится в 2016 году. С другой стороны, переломить отрицательные тенденции одними стараниями чиновников просто невозможно, тем более что, и Юрий Пуля этого не скрывал, государство сейчас снижает финансирование таких программ и вообще прямую финансовую помощь федеральным и региональным СМИ. Перейти к стратегическому планированию, а не ориентироваться в управленческой деятельности на прогнозы, базой для которых в России является слово «кажется», – вот совет и призыв одного из руководителей агентства к участникам конференции.
Сергей Моисеев, президент ГИПП, сформулировал в общем ключевую проблему полиграфического бизнеса и книжно-журнальной отрасли в частности: это отсутствие работающей экономики и экономической базы для успешного функционирования отрасли. Собственно, его слова чуть позже на примерах подтвердили другие участники дискуссии, рассказывая об опыте развития зарубежных СМИ и книгоиздателей, когда, допустим, деловая газета в Европе стоит 3,5 евро, и только 50% от ее цены составляют затраты на производство и дистрибуцию, а остальное – доходы издателей. В таких условиях можно развиваться.
В России же все ровно наоборот: лоббизм бумажников по-прежнему, уже хочется добавить – исторически – не дает отрасли поднять голову, а с первого июля ожидается очередное повышение цен. Дистрибуция периодики – еще одна непреходящая головная боль для издателей, когда рынок закрыт и монополизирован, а продавцы газет и журналов требуют отсрочки оплаты до 120 дней. «Почта России», по мнению Сергея Моисеева, стабилизировала как раз не уровень подписки, а только скорость ее снижения. И если такое предприятие акционируется и ради эффективности занимается организацией собственного банка, то вряд ли в этом случае можно ожидать преференций для издателей. Если продолжить говорить о дистрибуции, то может быть как раз в этой части, по мнению докладчика, и стоит применить государственное регулирование.
Очень малое количество мелких и средних издателей, которые зачастую являются основными клиентами для типографий, еще одна причина трудностей для традиционных типографий.
Введение таможенных пошлин на импорт бумаги, минимизация НДС до 10%, выход из Флорентийского соглашения, госрегулирование в сфере дистрибуции, льготы на открытие книжных магазинов – пока еще неизвестно, каким путем пойдут полиграфисты. Вряд ли получится решить все и сразу – от этого предостерег Сергей Власов из «Российских газет». Он полагает, что нужно определиться, чего полиграфисты хотят от государства, потому что получить многого невозможно в принципе.
Хорошо обобщил сказанное Сергей Моисеев из ГИПП: «Добиться выравнивающих условий с западными производителями», – вот основная задача на сегодняшний день.
В общем, будущее у отрасли есть – это не заклинание организаторов, а не раз высказанное вслух мнение участников конференции, но вот каким оно будет – на этот вопрос пока никто не смог ответить.
Ламакин Матвей
Источник: Unipack.Ru
Похожие материалы: Как кризис влияет на полиграфическое производство?