Торги проводятся в соответствии с программой благоустройства вестибюлей и подуличных переходов на станциях Московского метрополитена, начатой в 2014 г. и завершающейся в 2017 г., говорит Бисембаева. В 2014 г. московские власти оценивали стоимость программы в 11 млрд руб., сейчас департамент транспорта ее не раскрывает.
Прежним форматом торговли на территории метрополитена городские власти были недовольны. Киоски занимали 12 700 кв. м, доход города от их сдачи в аренду составлял 1,4 млрд руб. в год, а арендаторов насчитывалось всего 65. 70% всех киосков находилось, по словам Бисембаевой, в аренде у пяти компаний, которые сдавали их в субаренду. И метрополитен, управляющий объектом повышенной опасности, почти ничего об этих субарендаторах не знал. Для арендаторов стоимость 1 кв. м составляла 8000–10 000 руб. в месяц, конечные же арендаторы платили до 150 000 руб. за 1 кв. м, уточняет она.
В 2012 г. торговых точек в метро насчитывалось, по данным Московского метрополитена, 2800. Теперь их будет, по словам Бисембаевой, около 1700, а общая площадь сохранится прежняя. Некоторые точки укрупнятся, объясняет Бисембаева: например, для продажи одежды по новым правилам требуется павильон площадью не менее 10 кв. м – чтобы там могла разместиться небольшая примерочная. Арендные доходы метрополитена ориентировочно составят 2,7 млрд руб. в год, а общее количество арендаторов – около 500.
Большинство площадей арендовали ООО «Дегама», ООО «Диалмет», ООО «Компания «Шевалье», ООО «Авиком трейд» и ООО «Метротэк» (см. врез). С прежними арендаторами были заключены договоры аренды на 11 месяцев. Там, где проводится благоустройство, договоры аренды расторгнуты, говорит представитель департамента транспорта.
Теперь город заключает договоры на право торговли, а не аренды, причем напрямую с победителями конкурсов и сразу на пять лет – без права пролонгации и переуступки прав третьим лицам.
По завершении благоустройства (первого и второго этапов программы) общая площадь киосков незначительно увеличится за счет новых станций – примерно на 13 000 кв. м, из них 900 кв. м займут 900 вендинговых аппаратов, говорит Бисембаева. На ряде станций – «Лесопарковой», «Речном вокзале», «Парке Победы», «Кузнецком Мосту», «Баррикадной», «Алексеевской», «Алма-Атинской», «Цветном бульваре» и «Шаболовской» – торговли не будет. Сократились торговые площади на «Пражской», «Юго-Западной» – это связано с возросшим пассажиропотоком.
Первый аукцион прошел в мае 2016 г., разыгрывались места в подуличных переходах 27 станций метро. Стартовая цена составляла от 6500 до 10 000 руб. за 1 кв. м, на один лот претендовало в среднем 20 предпринимателей и в большинстве случаев цена была превышена в разы, говорит Бисембаева: например, несколько киосков на «Марксистской», «Юго-Западной» ушли с превышением цены в 15 раз – новые арендаторы будут платить 127 500 руб. за 1 кв. м ежемесячно.
Из прежних крупных арендаторов никто участвовать в торгах не стал. «Нарезка лотов, их расположение не просчитаны. В итоге на торги пошли те, кто торговал в тех же переходах на правах субаренды», – говорит один из бывших крупных арендаторов. Самые интересные места были укомплектованы в единый лот на 1059 кв. м, который выиграло ООО «Метроторг»; ставка аренды по нему – 7934 руб. за 1 кв. м, раньше за эти площади платили по 10 000–12 000 руб. в месяц, продолжает собеседник «Ведомостей». «СПАРК-Интерфакс» называет владельцем «Метроторга» Дмитрия Сидоренко, по сведениям РБК, экс-владельца газеты «Завтра». Связаться с ним не удалось.
На первом аукционе разыгрывались торговые площади разных форматов – как для малого бизнеса, так и для крупных компаний, включая сетевую розницу, говорит Бисембаева. Также власти заново разыграли киоски в переходе станции «Новокосино», права аренды которых два год назад выиграла компания, входящая в группу Ginza Project. Ставка аренды тогда составляла 15 400 руб. за 1 кв. м в месяц. Но Ginza Project отказалась от проекта, и сейчас торги выиграли индивидуальные предприниматели. «Условия и показатели, названные метрополитеном, – по пассажиропотоку, количеству потенциальных покупателей – несколько отличались от заявленных, – объясняет гендиректор Ginza Project Алексей Волков. – С тем уровнем арендных платежей, который был у нас, проект не окупался, мы это объяснили сотрудникам московского правительства и расторгли договоры». Штрафы платить не пришлось.
Пока торговля в новых магазинах не началась. К концу сентября должно заработать около 350 точек, торгующих театральными билетами, печатной продукцией, продовольствием, цветами и т. д., обещает Бисембаева.
Желание города привести торговлю в порядок и привлечь сетевых арендаторов понятно, говорит Антон Коротаев из JLL, но многие площадки так малы, что там поместится только киоск. Такой формат торговли может быть интересен для сетевых магазинов импульсного спроса и общепита, но все будет зависеть от качества помещений, считает Иван Артемов из CBRE.
Источник: Ведомости