Подписка - это больная для всех тема. Много говорится о том, почему подписка начала так активно падать. Основной причиной в первую очередь называют повышение цен. Высокие цены на подписку складываются из двух составляющих: отпускной цены издателя, где львиную долю составляет стоимость бумаги, и доставку.
Стоимость типографской бумаги до настоящего момента росла значительно быстрее, чем инфляция в стране, хотя, к сожалению, ФАС так не считает. В ответ на наше письмо в ФАС с просьбой проверить корпоративный сговор между производителями бумаги был получен ответ, что антимонопольной службой нарушений не найдено, и удорожание бумаги находится в пределах инфляции. Только у одного из производителей (АО «Монди СЛПК») нашли нарушении и оштрафовали его. Но все издатели знают, что подорожание бумаги было более существенным, чем инфляция, и связано прежде всего с тем, что между производителем бумаги и издателем стоят многочисленные посредники, и именно из-за них происходит значительный рост стоимости бумаги.
По крайней мере, сейчас ситуация с бумагой относительно стабилизировалась, и пока изменить что-то в этой области не представляется возможным.
Вторым моментом, влияющим на цену подписки, является логистическая составляющая.
Государство предоставляет скидки на ряд изданий, видимо, считая, что это должно помочь отрасли. По факту помощь оказывается небольшому кругу изданий. В стране издается несколько десятков тысяч наименований и только 2340 из них выделяется дотация.
На днях Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи) опубликовало перечень печатных изданий, рекомендованных «Почте России» для предоставления скидки на подписку в первом полугодии 2017 г.
Анализ документа показывает, что в основном в нем значатся региональные СМИ, издающиеся органами власти или дотируемые из регионального бюджета, а также федеральные издания, да и то в небольшом количестве. Кстати, в списке имеется газета «Московская правда», которая, как сообщили в редакции, с 1 июля этого года выходит только в электронном виде.
По моему мнению, такое разделение на издания, которые государство поддерживает, и на те, которые остаются без государственной дотации, только вносит раздор в издательскую среду.
Ведь если газету зарегистрировали, то она является таким же ничем не отличающимся СМИ, как и то, которому государство помогает дотациями.
Было бы разумнее государству дотировать логистическую составляющую доставки в удаленные и труднодоступные регионы, выполняя тем самым свою социальную функцию.
По поводу транспортной составляющей НАИ уже высказывало предложение, что снизить стоимость доставки можно за счет разделения тарифов в зависимости от доступности /малодоступности региона.
Мы знаем, что газеты доставляются везде, некоторые конечные пункты доставки находятся очень далеко и доставку в такие районы можно назвать «бриллиантовой».
Сейчас подписчики из городов и крупных населенных пунктов вынуждены компенсировать доставку в дальние регионы страны. То есть получается, что основные подписчики дотируют поставку в удаленные регионы и места, где количество доставляемых экземпляров может не превышать двух-трех. Если разделить тарифы исходя из нескольких составляющих, например, из территориальной целесообразности, удаленности региона (места) и т.д., то удастся снизить тарифы для подписчиков в крупных городах, что, в свою очередь, позволит увеличить количество подписчиков. Для сокращения затрат также можно отдать доставку в удаленные регионы на аутсорсинг частным компаниям. А тарифы в удаленные точки, на которые приходится максимальное количество затрат пусть компенсирует государство, выполняя свою социальную функцию, дотируя подписку. Ведь компенсирует же государство перелеты в удаленные регионы.
Тогда подписка станет более доступной в крупных и средних городах.
Для привлечения новых подписчиков и активизации старых, НАИ предлагает включить в комплекс мер по поддержке подписки, проводимых «Почтой России», инициативу НАИ «Уроки подписки».
Например, во Франции существует бесплатная подписка для студентов и школьников. Мы предлагаем для начала проводить обучение учащихся навыкам подписки в наших школах. Необходимо с детства приучать детей к умению подписываться на периодику и к чтению в целом. Это будет важным элементом повышения медиаобразования в России. Получив знания в игровой форме о том, как легко и просто осуществить подписку, ребенок придет домой и расскажет обо всем родителям, простимулировав тем самым их на подписку изданий.
И еще одним важным моментом, который, на наш взгляд, может увеличить объем подписки, является концепция «Доступность подписки». Концепция предполагает расширение мобильной, электронной и других форм оформления подписки, то есть ее цель - сделать подписку максимально доступной.
В заключение хотелось бы сказать, что можно придумать десятки маркетинговых способов, как сделать так, чтобы человек, придя куда-то, мог тут же купить подписку на то издание, которое ему интересно. Задача состоит в том, чтобы не только обсуждать, но и пытаться активнее внедрять эти предложения в жизнь.
Источник: НАИ