Дмитрий Мартынов: В Москве разрушается система распространения печатных СМИ. Нужны кардинальные меры по спасению отрасли

Доклад Президента Ассоциации распространителей печатной продукции Д.В.Мартынова на круглом столе «Розничные продажи прессы в Москве накануне парламентских выборов» (Центральный Дом журналиста, 20 июля 2016 г.).

Количество киосков прессы в Москве неуклонно сокращается. Динамика сокращения  числа киосков: 2012 год – 2805 объектов, 2015 год – 1940, январь 2016 года – 1650, июль 2016 года – 1300. 

Наблюдается также значительное сокращение доли киосков/павильонов прессы на рынке розничного распространения периодики в Москве (по обороту в рублях): 2004 г. – 41%, 2012 г. – 53%, 2015 г. – 31,2%. 

Соответственно, сокращается объем реализуемых в киосках тиражей газет и журналов. По данным распространителей,  за последние 3 года продажи ежедневных газет в целом по Москве упали на 50%. Причем в центральной части города (в пределах Садового кольца) сокращение продаж  ежедневных газет доходит до 80%.

В рамках начатой московским правительством в 2014 году реформы системы розничного распространения прессы  утверждена новая схема размещения НТО со специализацией «Печать». В результате договоры с префектурами на размещение киосков не продлеваются, существующие киоски демонтируются, новые торговые объекты на эти места не устанавливаются.

Несколько примеров:

- Район метро «Добрынинская»: было 5 киосков, остался 1.

- Метро «Тверская»: было 2 киоска, не осталось ни одного.

- Метро «Красные ворота»: было 5, остался 1.

- Северный выход метро «ВДНХ»: было 4, остался 1.

- У выхода из метро «Чистые пруды» на улицу Мясницкая: было 3, остался 1.

- Ни одного киоска теперь нет у станций «Черкизовская» (было 2), «Тверская» (было 2), «Речной вокзал» (было 2), «Петровско-Разумовская» (было 3). 

- У одного из выходов метро «Текстильщики» было 4 киоска, остался 1, у другого выхода был 1 киоск, сейчас – ни одного. 

И этот список можно продолжать и продолжать.

АРПП неоднократно выступала с предложениями, направленными на увеличение продаж прессы в столице в рамках реализации решений правительства РФ и, в частности, Приказа Минкомсвязи №197 (1 киоск прессы на 1500 жителей). 

Эти предложения содержались в наших многочисленных обращениях в различные инстанции, в разработанной Ассоциацией «Концепции развития розничного распространения периодической печати в Москве на период до 2020 года». 

Конкретно мы предлагали:

- значительно увеличить в Москве общее количество НТО со специализацией «Печать»;

- устанавливать торговые объекты прессы современного формата, с заменой ручников и пресс-стендов на мини-киоски; 

- размещать киоски прессы преимущественно в местах повышенного трафика, вернуть продажи прессы в 25-метровую зону от входов в метрополитен, к остановкам общественного транспорта и на транспортные узлы.

- вернуть прессу в метро на условиях проведения конкурсов, а не аукционов.

- предпринять меры по укреплению экономики киосков прессы (расширение ассортимента разрешенных к реализации товаров и услуг, размещение рекламы на киосках и др.)

Исчезновение киосков прессы в столице вызывает очень большое сожаление. Москва всегда была лидером по количеству торговых объектов печати в стране, но в настоящий момент похвастаться ни количеством киосков прессы, ни новыми технологиями в области распространения печатных СМИ столица уже не может. Таким образом, в Москве не выполняется поручение Президента РФ В.В.Путина по поддержке малого и среднего бизнеса. Необходимо значительно увеличить общее количество киосков, особенно в период перед парламентскими выборами, когда информированность граждан напрямую будет влиять на политическое устройство страны.