Сегодня много говорится о судьбе печатной прессы с точки зрения распространителей. Как издатели мы также видим изменения в распространении прессы, и они не совсем позитивные. Московская торговля прессой пережила несколько волн. Мы помним, как сносили в первую волну торговые объекты около станций метро. По официальной версии – снос был связан с борьбой с терроризмом. Мы, издатели, сразу ощутили на себе результат этого процесса. Распространители прессы ощутили падение оборотов в рублях, а мы – падение тиражей.
Вся московская пресса, в особенности, ежедневные газеты, потеряли тогда до 20% тиражей. Это был первый удар, но издатели сумели его преодолеть. Понятно, что с потерями, но пережили.
События, происходящие сейчас, сильно бьют по издателям, так как тиражи падают из-за проблем с розничными точками продаж. Это связано не только с тем, что сокращается количество точек продаж, но и с тем, что происходит передислокация торговых объектов, например, с одного угла площади на другой. Такое перемещение может убить все продажи, так как потенциальные покупатели прессы привыкли ходить по определенному маршруту, а к новому месту им еще надо привыкнуть. Нельзя забывать, что приобретение прессы – это импульсная покупка.
Что же следует сделать, чтобы улучшить ситуацию?
В настоящее время хорошо то, что, по крайней мере, остались еще торговые объекты, многие киоски поменяли на более современные формы, но мы знаем одно, что торговые точки, которые были в Центральном округе, все демонтированы, а места, которые были выделены вместо них, до сих пор не заработали в полную силу.
Одновременно со сносом киосков также произошло закрытие точек продаж в метро, и только сейчас начинаются аукционы по их аренде.
Издатели снова ощутили на себе эту волну, которая привела к еще большему падению тиражей, а если учесть, что у издателей уже почти не осталось запасов финансовой прочности, то картина выглядит удручающе. Сейчас много говорится о том, что на смену нестационарным торговым объектам придут пресс-стенды. Пока только проходят аукционы по выпуску пресс-стендов, то есть они еще даже не изготовлены. Было бы разумнее, если в начале изготовить только тестовую партию в количестве, например, 10 пресс-стендов и разместить это оборудование в 10 точках, опробовав их в работе в течение месяца, и потом, учтя все замечания и выявленные недостатки уже изготавливать всю партию. И пока не будет установлено новое оборудование – не убирать старое.
Ручники же доживают свой век. Хорошо, что они еще торгуют ежедневной прессой, и она хоть каким-то образом расходится.
В связи с этим хотелось бы высказать свое предложение по улучшению ситуации. Необходимо написать официальное письмо в Департамент торговли и услуг города Москвы, а также на имя мэра Москвы С.С.Собянина с требованием, что до тех пор, пока не будет выполнен один этап этой реформы, назовем ее киосковой, не начинать следующие торги. Так, например, если не выполнен до конца ввод в эксплуатацию киосков: если их не подключили к системам энергоснабжения и, следовательно, торговля в них не может осуществляться, то для издателей и распространителей эти объекты являются неработающим. При не функционирующих точках продаж тиражи не восстановить.
Несмотря на то, что очередной этап реформирования не завершен, мы слышим, что уже готовится следующий. Теперь киоски будут демонтироваться по всей Москве.
У властей надо потребовать, что пока полностью не будет восстановлен Центральный округ с работающими торговыми объектами, то есть, когда в них реально будет продаваться пресса, нельзя начинать следующий этап.
Второе предложение, которое позволит улучшить ситуацию с продажей прессы.
Не следует сносить все до основания, а только затем искать деньги. Сейчас у нас сначала объекты демонтируются, а потом уже Департамент торговли и услуг города Москвы не находит денег, чтобы оплатить контракты на установку новых точек, и в результате это может затянуться на год.
Необходимо все делать поэтапно. Сначала следует изучить, сколько в действительности завод-изготовитель киосков, кстати, не очень комфортных, может их произвести в течение одного-двух месяцев. И, исходя их этого, разработать поэтапный план замены старых объектов на новые. Выполнили краткосрочный план, поставили, например, 30 новых киосков, начали осуществлять торговлю прессой, - и только после этого приступаем к демонтажу следующих.
Если ничего не изменится, то скоро торговать ежедневными изданиями в Москве будет вообще негде. Из издательств останется всего 2-3 крупные структуры и все.
Третьим предложением по исправлению текущей ситуации является предложение воспользоваться липецким и воронежским опытом установки павильонов прессы, в которых наряду с газетно-журнальной продукцией продаются еще и книги. В Москве сейчас освободилось огромное количество площадей после того, как снесли несанкционированные, по мнению властей, торговые объекты. Павильоны, о которых идет речь – легко возводимые, то есть они могут быть также легко демонтированы в случае, если возникнут какие-нибудь вопросы с коммуникациями.
Наш президент В.В.Путин говорит о том, что необходимо поддерживать чтение книг, а павильоны как раз помогают в их распространении.
Еще одним важным условием увеличения продаж ежедневной прессы, является уменьшение арендной ставки, как это, например, реализовано в Липецке, где льготная аренда позволяет выживать киоскам даже в местах с малым трафиком.
Прошу Ассоциацию распространителей печатной продукции направить обращение к мэру С.С.Собянину с просьбой разрешить возведение таких павильонов.
Пресс-служба НАИ