Уверен, что и для «Почты России» конкуренция на рынке подписки полезнее, чем монополия. На стороне «Почты» - мощная сетевая инфраструктура, развитая система логистики, большой штат сотрудников. Но почтовые активы, к сожалению, работают недостаточно эффективно. Единственный путь повышения их эффективности – участие в равной конкурентной борьбе. В той же Германии «DeutschePost» не стала «давить» частные компании, конкурирующие с ней. Наоборот, честная конкуренция помогла немецкой почте повысить качество своих услуг и выйти на международный уровень. Мне, как представителю общественной организации, защищающей интересы издателей, очень хочется верить в то, что руководство российской «Почты» хорошо понимает пользу конкуренции.
К сожалению, на рынке в последний год стремительно набирает силу тенденция, в рамках которой «Почту России» пытаются заставить стать монополистом. Эта тенденция направлена против интересов издателей и, в равной степени, против интересов «Почты России». В прошлом году «Почта России» создала собственный подписной каталог. Помимо работы на своем традиционном поле, – прием и доставка подписки, - теперь сотрудники департамента подписки выполняют многочисленные дополнительные функции, связанные с организацией подписного процесса.К сожалению, в ситуации перегрузки не всегда получается все делать качественно и вовремя. Яркий пример тому – появление каталога «Почта России. Подписные издания» на второе полугодие 2016 года в отделениях связи лишь в июне 2016 года (в то время как подписная кампания началась 1 апреля).
Отражением тенденции к тому, чтобы заставить «Почту России» стать монополистом на рынке подписки стал также проект федерального закона № 1071574-6 “О внесении изменений в Федеральный закон “О почтовой связи”, внесенный в Госдуму депутатами Левиным и Тимофеевой. Провозгласив своей целью борьбу с введением «Почтой России» дополнительной платы за внутриобластную доставку, законодатели предложили приравнять подписку к доставке письменной корреспонденции, сделав ее услугой связи. В этом случае услуги по организации участия издателей в подписных кампаниях сможет оказывать только лицензированный оператор почтовой связи. Это станет дополнительным стимулом для роста подписных цен и будет способствовать превращению «Почты России» в единственного игрока на рынке подписки.Но для «Почты России», на мой взгляд, это «медвежья услуга».
Указанный законопроект предлагает включитьоплату внутриобластной доставки в тариф на прием, обработку и доставку подписки.В этом случае нас ожидает очередной виток роста подписных цен, а обязанность оплаты внутриобластной доставки ляжет на подписчиков. При этом, совершенно не факт, что «Почта России» сможет обслужить всех издателей, которые должны будут в принудительном порядке заказывать услуги внутриобластной доставки только у нее.
Кроме того, предлагаемые поправки к закону «О почтовой связи» относят подписные издания к почтовым отправлениям. Почтовое отправление с подписными изданиями не сможет быть принято к пересылке почтовым оператором без адреса и данных получателя. Таким образом, в случае принятия поправок, издатель должен будет заранее знать адрес подписчика-получателя, его фамилию, имя и отчество или наименование его юридического лица. Существующая на протяжении многих лет во ФГУП «Почта России» относительно недорогая карточная система доставки этого не предполагает. Как следствие, будет возможна только адресная подписка, которая намного дороже.От «Почты» такое изменение также потребует дополнительных затрат.
Предлагаемые поправки в «Закон о почтовой связи» делают также невозможным заключение договоров поставки, предполагающих переход права собственности на подписные издания к почтовому оператору или иному распространителю прессы. Это нанесет ущерб коммерческим интересам крупных издательских домов и ФГУП "Почта России", так как сделает невозможным оказание подписных услуг юридическим лицам.
Не будет большим преувеличением сказать, что внесенный в Госдуму законопроект может привести к разрушению существующей технологии подписки.И точно не будет способствовать развитию рынка подписки. Единственный путь эффективного продвижения вперед состоит в развитии рынка подписки во взаимодействии с издателями и независимыми подписными агентствами. Важнейшее значение в этой связи – у акций продвижения, направленных на сохранение и увеличение подписных тиражей. Традиционно издатели участвуют как в почтовых акциях, - «декады подписки» и другие, - так и в акциях подписных агентств. На рынке популярны и доказали свою эффективность такие акции подписных агентств, как конкурсы для подписчиков и для почтовых работников, выпуск мини-каталогов, размещение рекламных плакатов в ОПС и другие акции.
Главный рабочий инструмент подписки - это каталог. Но есть подписчики, которым очень трудно найти популярные издания в большом подписном каталоге, снабженном пусть даже самой удобной системой алфавитного и тематического поиска. А оператор и почтальон не всегда могут правильно построить общение с подписчиком. И в такой ситуации незаменимы мини-каталоги, выпускаемые подписными агентствами. Мини-каталог – традиционный способ продвижения популярных подписных изданий. Он удобен и для подписчика, и для почтальона. Это традиционный инструмент продвижения подписки. Поэтому издатели всегда приветствовали выпуск мини-каталогов подписными агентствами. Почтальоны раскладывали мини-каталоги в почтовые ящики, брали их с собой, идя к подписчикам. Да и будучи просто выложен в отделении связи в дополнение к «толстому» каталогу, мини-каталог всегда имел неизменный успех у целевой аудитории. Но важны также и другие виды акций, организуемых подписными агентствами. Причем – очень важно, чтобы акций было много, и чтобы они организовывались разными агентствами. Размещение информации в различных каталогах и участие в акциях продвижения разных агентств для издателя – гарантийная страховка. Опыт показывает, что издательские тиражи развиваются неравномерно. Попеременно «выстреливают» тиражи различных подписных агентств. И здесь мы снова возвращаемся к вопросу о сохранении сложившихся на рынке подписки конкурентных отношений.
В этой связи очень важна позиция «Почты России». Потому что любые акции по продвижению подписки должны быть организованы на базе почтовых отделений. И чем активнее почтовый оператор поддержит маркетинговую активность коммерческих подписных агентств и издателей, тем лучше.
Вице-президент Союза издателей «НАИ» А.Г.Орешкин
Источник: НАИ
Оригинальный Главный интерес издателей сегодня – сохранение конкурентных отношений на рынке подписки
Похожие новости: Круглый стол АРПП о судьбе подписки в России