80 лет назад, в августе 1936 года, еженедельный кроссворд стал постоянной рубрикой в "Огоньке". Так в нашу жизнь плотно вошла популярная в Европе и США игра в слова. В отсутствие интернета и телевизионных викторин журнальные кроссворды стали любимым развлечением советских граждан. А заодно и предтечей современного брейн-фитнеса — индустрии системных тренировок интеллекта. Прокачка памяти, снятие стресса, профилактика болезни Альцгеймера или просто развлечение — в любом случае кроссворды оказались одной из самых живучих современных игр по всему миру. "Огонек" заглянул в собственное прошлое и присмотрелся к настоящему
Ольга Волкова, Никита Аронов
Вот как были описаны правила игры в кроссворд, когда он в самый первый раз, в качестве пробного шара, появился в "Огоньке" 12 мая 1929 года:
"Игра состоит в следующем. Читатель получает фигуру, состоящую из белых и черных клеток. В каждую клетку он должен вставить букву таким образом, чтобы по горизонталям и вертикалям получились слова, подходящие под объяснения. Вот, например, вы читаете 20-е горизонтальное слово — сибирская река. Это значит, что по горизонтальной строке, начиная от квадратика, в который вписано число 20, и до ближайшего черного квадратика вы должны вписать буквы так, чтобы получилось название реки. Клеток четыре — значит, и название должно быть из четырех букв. Если подходящих слов несколько, то нужно попробовать каждое из них. Это облегчается тем, что все слова переплетены между собой. Так, например, 25-е горизонтальное слово переплетается с пятью вертикальными словами, то есть все пять букв этого слова входят одновременно в пять других, вертикально читаемых слов. Отгадав одно из них, вы получаете буквы из других, и тем облегчается нахождение этих слов".
Чтобы дошло до самых "понятливых", редакторы еще раз уточнили:
"Для ясности еще раз повторяем правила:
1) в каждую белую клеточку вписывается одна буква;
2) каждое слово начинается в клетке, в которой стоит номер этого слова, и оканчивается у ближайшей черной клетки или у края".
Застенчивый "кроссмейстер" Набоков
Русскоязычная публика познакомилась с кроссвордами под названием "крестословица". Слово это придумал живший в Европе Владимир Набоков. Окончив Кембридж и переехав в Берлин, написав уже и "Машеньку", и "Защиту Лужина", и "Король. Дама. Валет", то есть став известным писателем, Набоков вдруг увлекся составлением "крестословиц" — так он сам назвал свое увлечение.
"Однажды в 20-х годах я составил для "Руля" новинку — шараду, вроде тех, которые появились в лондонских газетах,— вспоминал Набоков,— и тогда-то я и придумал новое слово "крестословица", столь крепко вошедшее в обиход".
Позже длинное название преобразилось в краткое crossword — "пересекающиеся слова".
Русскоязычная газета "Руль" выходила тогда в Берлине ежедневно. Набоков мог бы сделать свои "крестословицы" еще более модными, подписывая их собственным именем. Но он почему-то стеснялся этого своего увлечения, использовал два псевдонима — Е. Морской или В.С. Сохранилось 12 набоковских кроссвордов — разных и по рисунку, и по размеру, и по набору слов. Черно-белый узор у Набокова строго симметричен, количество пересекающихся букв в словах максимально, а черных клеток, наоборот, минимум. Хотя порой автор хитрил: терял мягкий знак, заменял "ы" на "и", "э" на "е", использовал союзы, местоимения, глаголы и даже междометия. Правда, в то время такие вольности были приняты в иноязычных кроссвордах. Это российские авторы постановили использовать в кроссвордах только существительные в именительном падеже, единственном числе, без сокращений и склонений. Но Набоков об этом не ведал, творил по европейскому образцу.
По следам разлагающегося капиталиста
Путь кроссворда к читателям "Огонька" не был быстрым. В конце 20-х годов журнал начал поиск познавательно-развлекательной рубрики, которая могла бы дать гражданам стимул для интеллектуального развития. Сначала это была игра "Викторина" — конкурс вопросов на общее образование и мышление, на эти вопросы читатели отвечали весь 1928 год.
1929 год журнал начал новой игрой "Герой нашего времени". В каждом номере предлагалась новая рубрика: "Какой вы инспектор?", "Какой вы жилец?", "Какой вы физкультурник?", "Хорошо ли вы считаете?". И вдруг в N 18 за 12 мая 1929 года, в середине сезона, оборвав "Героя нашего времени", в "Огонек" прорвался кроссворд.
"Эта игра на неискушенного человека вначале действует, как сеть на рыбу",— такими словами началась самая первая встреча читателя с кроссвордом.
""Кроссворд" (крестословицы), появившись впервые в Англии, лавиной покатились по странам и континентам. Журналы, которые ввели у себя игру, пухли, обрастая новыми тысячами подписчиков. Молодые люди на бульварах говорили скромным девицам:
— Я к вам чувствую род эмоции из шести букв — решите же мою судьбу.
И догадливые Гретхен отвечали:
— Союз из двух букв, догадывайтесь... — и убегали.
Самоубийца, укрепив веревку, в последний раз смотрел на восходящее солнце, взбирался на стул, со слезами на глазах просматривал последний "кроссворд" и вдруг догадывался. "Самое хорошее из всего, что существует на 5 букв,— жизнь",— срывал веревку и, боясь опоздать, мчался на службу.
Скептик читатель, прочтя эти строки, укоризненно покачает головой и скажет:
— Извиняюсь,— скажет он,— где увлекались?
— На Западе!
— На каком Западе?
— На разлагающемся Западе!
— Кто увлекался?
— Разлагающийся капиталист увлекался!
И заключит:
— Вопрос исчерпан.
Но скептический читатель будет неправ. "Кроссворд" имеет незапятнанную трудовую репутацию. Капиталисты предпочитают разлагаться в бриджах и фокстротах, оставляя "кроссворды" трудовому населению".
Эта рекомендация была принята. Кроссворд встретили с восторгом, читатели решали, ждали свежий номер, слали письма из разных частей страны, гордясь собственными интеллектуальными победами, благодарили редакцию, но все-таки звездный час огоньковского кроссворда пока не пробил.
Еще был конкурс "Индустриана", была фотовикторина "Загадочный снимок", разовая "Пушкиниана" и растянутое на много номеров тестирование "Культурный ли вы человек?". Были шахматные задачи, они-то оказались живучими. И только в августе 1936-го кроссворд прочно обосновался в "Огоньке", став его постоянной рубрикой. Не чета теперешнему сканворду (младшему брату кроссворда, крестословице без черных квадратов с определениями, записанными прямо в клеточках, с максимальным числом пересечений слов по горизонтали и вертикали), сложные, образующие очертания то самолетов, то пароходов, то советских лозунгов — кроссворды "Огонька" были рукотворными произведениями творческой мысли.
Именно с подачи "Огонька" русский кроссворд стал таким, каким остается сегодня. А 80 лет назад огоньковские первопроходцы были так воодушевлены успехом, что прочили эту игру в новый вид спорта:
"Мы уверены,— писал "Огонек",— что уже на следующей Спартакиаде, наряду с состязаниями в прыжках и плавании, будет иметь место и бой кроссвордистов. Во всяком случае, "Огонек" бросает вызов всем организаторам, которые хотели бы с ними состязаться. Выбирайте время и место встречи!"
Но, как и состязания поэтов в рамках Олимпиад, турниры кроссвордистов оказались недостаточно зрелищными, чтобы стать олимпийским видом спорта.
Google или "Яндекс" подскажут
Согласно исследованиям компании TNS, сегодня 24 743 500 человек в России любят разгадывать кроссворды, сканворды и ребусы. А вот данные Ассоциации распространителей печатной продукции за 2014 год: издания категории "кроссворды и сканворды" по количеству проданных экземпляров составляют около 7 процентов от общих российских тиражей всех печатных СМИ.
Объем этого рынка, впрочем, посчитать сложно, потому что издания очень разные. Как сравнивать тоненький сборник на 8 страниц и 300-страничный кирпич? У первого, может, и тираж больше, но зато кроссвордов куда меньше. Лидируют на российском рынка три издательских дома: "Bauer Россия", "Бурда" и "Мир новостей". Совокупное количество их изданий — около сотни.
— Но в регионах, в Петербурге, Новосибирске, на Алтае, есть свои лидеры, которые у себя на местах успешно конкурируют с нами за счет дешевой логистики,— признается первый заместитель главного редактора "Мира новостей" Андрей Авдонин.
Алишер Халилов с юных лет разгадывал кроссворды. А также их придумывал. Первый свой кроссворд он опубликовал в 17 лет в молодежной газете "Комсомолец Кубани". Дебют был посвящен спорту, а последующие произведения были на самые разные темы, самых разнообразных конфигураций — и рифмованные, и юмористические, и повышенной сложности. Сегодня Алишер Абдуллаевич работает главным редактором группы изданий "777" (ИД "Bauer Россия"), специализирующихся на кроссвордах, сканвордах и прочих головоломках.
То есть все свое рабочее время этот человек пишет и редактирует кроссворды. Интересно узнать, как он отдыхает? Да-да, на отдыхе Алишер Абдуллаевич с удовольствием разгадывает "крестословицы", придуманные кем-то другим.
— Существует понятие "лудомания",— объясняет Алишер Халилов.— Это такой вирус игры, азартности. Но кто-то играет в казино, а кто-то в викторины. У меня вот зависимость от словесных игр, я люблю игру словесных смыслов, букв, логических понятий. И мне никогда это не надоедает. Примерно для 30 процентов населения нашей страны постоянное разгадывание кроссвордов является частью образа жизни. Еще процентов 15 делает это время от времени. Из этих упомянутых 30 процентов примерно 1 процент участвует в конкурсах, чтобы получить призы. Раньше их было около 5 процентов, теперь стало меньше. Большинство потребителей — люди старшего возраста, как раз те, для кого разгадывание стало привычкой, способом провести время. А есть такие, которые сидят часами, не отступая, поглощают эту тушу словесно-клеточную, никак не насытятся до конца.
В старые добрые времена кроссворды давали стимул для поиска информации, расширения кругозора, а еще они были поводом для общения. Один кроссворд могли решать целым трамваем, не говоря уже о купе поезда. Люди разгадывали словесные головоломки, вооружившись Большой Советской энциклопедией, звонили друзьям, чтобы попросить подсказку, ходили специально в библиотеку. Теперешняя доступность информации сделала все это ненужным. Google или "Яндекс" всегда подскажут любой приток Нила или имя датского короля. И современные потребители кроссвордов прежде всего хотят просто получить удовольствие. От самого процесса заполнения пустых клеточек.
Кроссворды дифференцированы по степени сложности, иногда по гендеру, даже по возрасту — есть для малышей, есть для девочек и для мальчиков. Есть для пенсионеров — с крупным шрифтом, чтобы решать без очков. Самые востребованные кроссворды — шведские, те самые сканворды, которые снабжены стрелками и фотографиями знаменитостей.
У нас в стране они начали вытеснять привычные крестословицы в середине 1990-х. Как раз когда появились первые специальные кроссвордные сборники. И уже тогда это были почти исключительно сканворды.
— Они оказались удобнее и для издателей, и для читателей. Все рядом: и вопросы читаешь, и ответы вписываешь,— объясняет Андрей Авдонин.— Классических кроссвордов осталось очень мало. Но у них тоже есть постоянная аудитория. В основном пенсионеры. Для них мы тоже делаем сборник.
Именно сканворды выходят теперь в конце каждого номера "Огонька", они же делают основные тиражи специализированным сборникам.
Слово "крестословица" придумал живший в Европе Владимир Набоков. Он мог бы сделать свои "крестословицы" еще более модными, подписывая их собственным именем
Дорогая редакция
Старая традиция писать письма в редакцию почти умерла. Возможность оставить комментарий под статьей в электронной версии издания полностью удовлетворяет читателей, желающих дать обратную связь. Не то с кроссвордами. Есть еще люди, мечтающие получить приз за правильно решенный кроссворд — в специализированном издании обычно он составляет около 700 рублей. Они присылают бумажные письма. В конверте заполненный купон, на нем — правильно собранный ключ от конкурсного кроссворда, только одно слово. Но каждый раз оказывается, что выигравших тьма и нужен новый конкурс — уже среди победителей. Лотерея запрещена законом. Издателей кроссвордов приравняли к производителям алкоголя и прочим производителям любой продукции, которым нельзя проводить стимулирующую лотерею. Поэтому редакция "777", например, предлагает придумать читателям яркое кроссвордное определение для найденного в процессе решения кроссворда кодового слова. Типа такого: "валик — он и на диване, и у маляра". Самый остроумный вариант определяется субъективным выбором ответственного сотрудника. Но тут есть страшная тайна.
— Первое время мы придавали очень большое значение призам,— рассказывает Алишер Халилов.— Они были достаточно крупные, и их было действительно много. Письма приходили просто мешками. Постепенно их количество стало уменьшаться. Число призов осталось прежним, а игроков стало меньше. Они это поняли и начали еще более активно присылать, с одного адреса приходило несколько писем — и за себя, и за зятя, и за брата. Мы уменьшили количество призов, потому что надоело их вручать одним и тем же людям. За сложные решения заслуженная награда, но в большинстве случаев присылают-то ответы для простых сканвордов. Поэтому знайте, преимущество всегда у нового игрока!
— На самом деле все издания потихоньку от этого отходят,— признается Андрей Авдонин.— Люди на денежные призы больше не клюют, а мороки для бухгалтерии много. Проще подарить какой-нибудь подарок, например книгу или подписку.
Письма пишут и просто по старинке, рассказывают о своей тяжелой жизни, жалуются, как давно не выигрывали. Но есть сорт писем, которые жалко выбросить. В них благодарности. За радость, которую приносит игра в слова, за объединяющее начало, позволяющее бабушке найти общее развлечение с оболтусами-внуками.
— Было письмо, от которого я чуть не прослезился,— вспоминает Алишер Абдуллаевич.— Женщина написала, что у нее случился инсульт, и прогноз был очень нехорошим. Врач сказал, дела плохи — потеря памяти, способностей, депрессия началась. И случайно ей попался на глаза наш кроссворд, она начала потихоньку к нему обращаться, по одному слову как-то там вспоминать, решать-решать-решать. Говорит, появилась радость, что что-то я еще могу. И теперь она заядлая кроссвордистка, это ей заметно помогает.
Электронный автор
Издатели кроссвордов уверяют, что полностью вручную создаются только настоящие произведения искусства, с дополнительными правилами, многоуровневыми заданиями. Авторские кроссворды придумывают настоящие мастера, их всего около 20 на всю страну, в основном мужчины. Они занимаются своим творчеством с фанатизмом, ведь гонорары за кроссворды невелики.
С началом нового века составлять кроссворды стал генератор. В нем собрана база подходящих слов, один клик — и компьютер заполняет сетку словами. Причем можно задать предметную область и сделать сразу тематический кроссворд. Редактор оценивает слова — некрасивые, неблагозвучные, чужеродные он заменяет. Получается заполненный каркас кроссворда. Потом так же подбираются определения. Существуют готовые базы, которые тоже подставит программа. Например, Москва определяется как "столица России". Чтобы внести немного авторского шарма, редактор корректирует и определения.
— Сборник вычитывают редактор и корректор. Смотрят, чтобы не повторялись слова в кроссворде, чтобы определения были корректными и не повторялись в одном сборнике, даже если в нем 300 страниц. Это самая трудоемкая и дорогая часть работы,— рассказывает Андрей Авдонин.
Простота использования генераторов не только радует крупных издателей, но и огорчает, поскольку открывает огромные возможности для демпинга. В любом райцентре человек, умеющий пользоваться этой несложной программой, печатает небольшой тираж и развозит его по местным торговым точкам. Спрос на кроссворды есть всегда, так что предприимчивый бизнесмен на прибыль просто обречен!
Раньше составители кроссвордов старались придумать задание для читателя посложнее. Сейчас автор боится поставить читателя в тупик, огорчить его
Кроссворд умирает последним
Когда 80 лет назад еженедельный кроссворд стартовал в "Огоньке", ответственные советские редакторы старались, чтобы задание для читателя было довольно трудным. Чтобы он копался в справочнике, узнавал новые, иногда экзотические слова. Сейчас автор боится поставить читателя в тупик, огорчить его. Наоборот, современный кроссворд хочет дать возможность проявить свои знания, почувствовать себя интеллектуалом. Это словесный пинг-понг.
Стали доступными электронные кроссворды, молодежь чаще выбирает их. Но издателям рынок делает именно бумажная продукция. Такая же ситуация в Европе. Кроме Великобритании. Там печатные издания кроссвордов дублируются электронной версией, и это не уменьшает прибыль.
— Бумажные кроссворды никуда не денутся! — уверяет Алишер Халилов.
Согласен с ним и Андрей Авдонин:
— Конечно, молодежь сейчас разгадывает сканворды на телефонах. Но большой кроссворд туда не вставишь, максимум — слов десять. Так что из всей печатной прессы этот жанр умрет последним.
Что еще важнее, в долгую жизнь кроссвордов верят и те, кто их продает.
— Могу привести в пример Голландию. Несмотря на большое распространение девайсов и гаджетов, в этой стране издают большое количество такого типа изданий. Выпускаются кроссворды, например, для рыболовов, для студентов, для любителей сада и огорода и других. Я насчитал около 50 видов. Продукция эта востребована и, видимо, будет развиваться,— рассказывает председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин.
По данным ассоциации, в прошлом году продажи кроссводно-сканвордных изданий в России выросли на 2 процента. Притом что продажи остальных газет и журналов только падали. Так что хоронить крестословицы пока еще рано.
опрос
Умными не рождаются
Большинство наших респондентов относятся к решению кроссвордов как к брейн-фитнесу
Разгадывание кроссвордов — это...
прямая речь
«Кроссворды отодвигают деменцию»
О пользе кроссвордов рассказывает научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики психологического института РАО, специалист по нейрофитнесу Илья Захаров
Разгадывание кроссвордов — это, конечно, один из древнейших видов брейн-фитнеса. И последний бум когнитивных тренировок по касательной захватил и кроссворд тоже. Прежде всего, исследователям было интересно, нужно ли создавать какие-то специальные методики, чтобы тренировать когнитивные функции, или можно обойтись теми вариантами головоломок, которые уже есть, а одна из наиболее популярных по всему миру методик — именно кроссворд.
Сейчас данные такие. Исследовали пожилых людей с начальным уровнем развития деменции. И выяснили, что у людей, которые с начала диагностики стали активно решать кроссворды, выраженность заболевания старческим слабоумием отставала от группы, которая не решала кроссворды, на 2,5 года. То есть кроссворды помогают бороться с постепенными когнитивными ухудшениями в пожилом возрасте. Это с одной стороны.
С другой стороны, обычные кроссворды, как правило, слишком легки, чтобы оказывать серьезное действие. Возможно, люди, успешно решающие кроссворды, имеющие привычку уделять этому много времени, изначально обладают большими когнитивными ресурсами. Именно эти ресурсы вызывают дополнительный интерес к кроссвордам. Именно они дают какие-то дополнительные возможности в старости.
Похожая история с шахматами. Принято считать, что шахматы развивают мышление, а это спорный вопрос. Возможно, более умные люди больше любят играть в шахматы.
Обычные кроссворды нельзя считать достаточными для настоящих брейн-тренировок. К разгадыванию кроссвордов очень быстро привыкаешь. Если решать кроссворды всегда одной и той же сложности, то очевидно будет тренироваться навык решения кроссвордов, но, к сожалению, этот навык мало на что будет переноситься. Если не усложнять задачу, то дальше мы никуда не пойдем.
Если человек собирается использовать кроссворды для тренировки ума, то их нужно выбирать все сложнее и сложнее, плюс они должны касаться все новых и новых сфер и областей. Иначе это станет просто рутиной.
Кроссворд можно использовать для "измерения" интеллекта — засекая скорость решения кроссворда, оценивая словарный запас человека.
Различают подвижный и кристаллизованный интеллект. Подвижный интеллект — это способность мыслить логически, анализировать и решать задачи независимо от предыдущего опыта. А кристаллизованный интеллект — это некоторый набор накопленных знаний. И в этом смысле умение решать кроссворды отражает количество накопленных знаний человека. И есть данные, что с возрастом люди начинают решать кроссворды лучше, а значит, у них увеличивается кристаллизованный интеллект.
Популярность кроссвордов можно объяснить тем, что с ними связана постоянная положительная обратная связь. Выполняя много маленьких действий, человек постоянно получает порцию положительных эмоций. Когда слово подходит, а к нему подходит еще одно слово, и еще, и еще — это дает радость. Нам приятно одерживать маленькие победы.
Кроме того, кроссворд несет и социальную функцию. Числовые головоломки сложно решать в уме, поэтому неудобно с ними обращаться за помощью к кому-то. А спросить значение слова — это понятное и простое поведение, поэтому полезность кроссворда еще и в том, что он социализирует, заставляет общаться, что в целом люди тоже любят.
Сейчас доступ к информации довольно прост. В случае со сложным кроссвордом можно погуглить и найти любые данные. Не нужно так много знаний держать в голове. Значительно важнее сейчас умение быстро оперировать информацией.
Я не уверен, что совсем сложные кроссворды помогают развивать когнитивные функции лучше, чем, например, освоение новых навыков. Это раз. Второе, из-за доступности информации подобные задачи становятся не такими ценными и интересными. Поэтому в будущем кроссворды, вероятно, будут востребованы в какой-то другой форме. Например, в образовательных учреждениях для игровой работы с детьми в школах. А в качестве варианта быстрого развлечения кроссворд, скорее всего, проиграет новым мобильным играм, но это произойдет не сразу.
детали
Скрещенье букв, скрещенье слов
История кроссворда исчисляется десятками веков, а его предшественники были в ходу целые тысячелетия назад
В Помпеях на заборе тоже написано
Английские археологи, раскопавшие в 1868 году древнеримский Кариниум, нашли там каменную плиту века эдак III-IV. На плите было странное изображение пересеченных слов. К чему эти слова, ученые не поняли — не подавали еще в британских кофейнях к утреннему кофе газету с кроссвордом.
А вот когда уже в 1936 году исследователи очистили от копоти одну из колонн города Помпеи и на ней проступила комбинация пересекающихся слов, которые читались одинаково и сверху вниз, и слева направо, и в обратном направлении — тут сомнений не было. Мир в 36-м году вовсю решал кроссворды, археологи радостно опознали пращура любимой игры. А датой его появления определили 79 год нашей эры.
И все-таки римляне не были первыми кроссвордистами. Первыми были греки. В коллекции Балтиморского университета в США хранится копия 4000-летней таблицы, найденной археологами на острове Крит. В основе таблицы — так называемый магический квадрат, одни и те же слова в нем, пересекаясь, располагаются по горизонтали и вертикали. Оказывается, кроссворд был популярен еще в античные времена, особенно им увлекались правители и жрецы, самые грамотные граждане того времени. Помимо тренировки интеллекта "магический квадрат" обещал защиту от всяческой порчи, его сила зависела от длины зашифрованных слов.
Подарок на Рождество
Книга рекордов Гиннесса свидетельствует, что первый современный кроссворд размером 9х9 клеток опубликовал нью-йоркский журнал Sant Nicolas в сентябре 1875 года. Но тогда это начинание как-то завяло. И только в 1913 году возродилось в том же Нью-Йорке.
В канун рождественских праздников 1913 года сотрудник респектабельной газеты New York World Артур Уинн получил от редактора задание придумать в праздничный номер развлечение, способное увлечь читателей целыми семьями. Артур Уинн вспомнил, как в детстве вместе с дедом составлял словесные "магические квадраты". Уинн решил усовершенствовать идею, чтобы слова по горизонтали и вертикали не повторяли друг друга, а упоминались только раз. Кроме того, шустрый газетчик изменил конфигурацию сетки, отказавшись от строгого квадрата, наполнил ее большим количеством слов, отделенных друг от друга зачерненными клетками. Так 21 декабря ромб из 32 переплетающихся слов был опубликован в воскресном приложении к New York World под названием Fun. Этот фан оказался удачным. После первой публикации читатели завалили редакцию письмами с просьбой продолжения. Законы рынка в то время работали немного по-другому, чем теперь, поэтому New York World целых 10 лет оставалась единственной газетой, печатающей кроссворды.
Но постепенно конкуренты осмелели, и новый жанр стал распространяться другими изданиями. В 1923 году начался всеамериканский бум: колоссальным тиражом в 750 тысяч был выпущен первый сборник кроссвордов. Была создана "Американская лига любителей кроссвордов", утвердившая единые правила составления любимой головоломки.
Тогда же проснулась Европа. Лондонская Sunday Express первой напечатала кроссворд 2 ноября 1924 года. Через два месяца к ней присоединилась столичная Sunday Times, придумавшая призы для самых быстро соображающих читателей. С тех пор кроссворды стали частью образа жизни европейцев. Респектабельные газеты некоторое время сопротивлялись новому веянию или, может, проверяли, приживется ли оно. Но в 1929 году первый кроссворд опубликовала Manchester Guardian, а в 1930-м и солидная Times, впоследствии сделавшая кроссворд своей ежедневной рубрикой.
В те славные времена первые британские "кроссмейстеры" становились знаменитостями. Например, Эдвард Поюс Мозерс, выступавший под псевдонимом Торквемада. Начав в 1925 году публиковать кроссворды в Saturday Westminster, а затем в Observer, он создавал филигранные рукотворные произведения, целиком состоящие из загадок, ребусов, шарад, логогрифов. А главная заслуга Мозерса состоит в изобретении тематического кроссворда, в котором все слова связаны с определенной темой, чаще всего перекликающейся с профилем издания.
Южноафриканский след
В противоположной стороне света о кроссвордах не знали до тех пор, пока в 1925 году добропорядочный кейптаунец Виктор Орвилл не загремел в тюрьму. Он был виновен в крупной автомобильной катастрофе, которая унесла жизнь его собственной жены и поставила крест на всей его респектабельной жизни. Три года несчастный арестант томился в одиночной камере, пол которой был вымощен квадратными плитками. От скуки Орвилл целыми днями шагал от стены к стене и однажды вдруг стал придумывать слова, которые мысленно вписывал в плитки-клеточки, по одной на каждую букву. Меняя направление маршрута, Орвилл заметил, что слова могут пересекаться, и в этом есть своя логика и рисунок. Когда идея окончательно созрела, заключенный перенес ее на бумагу — расчертил сетку, вписал в нее слова, чертеж сопроводил перечнем определений, по которым следовало искать ответы. Орвилл решил поделиться открытием с согражданами и отправил самую достойную свою работу в редакцию крупной газеты Кейптауна. Проект назывался "Туда-сюда по квадратам".
Нельзя сказать, что редактор газеты был воодушевлен письмом какого-то там зэка. Но когда он решил позабавить своих гостей историей про сумасшедшего читателя, кроссворд Орвилла был встречен шумным одобрением. Гости дружно взялись за решение головоломки, а хозяину заявили, что он обязан опубликовать эту превосходную игру в своей газете. Редактор последовал совету друзей, и кроссворды Орвилла стали постоянной рубрикой, причем не только этого издания, но и нескольких других, благо в тюрьме у автора было достаточно времени для творчества. К моменту выхода на свободу у Орвилла на счету была солидная сумма, полученная в качестве гонораров за кроссворды. Туристам Кейптауна теперь показывают могилу Виктора Орвилла, на плите которой высечена кроссвордная сетка.
Советские переплетения
Первая русскоязычная крестословица появилась 18 августа 1925 года в ленинградской "Новой вечерней газете". Она называлась "Переплетенные слова" и была значительно скромнее своих сегодняшних потомков. Размеры поля — 9х9 клеток, слов — от 16 до 20, сами слова недлинные — от 3 до 5 букв, зато симметрия рисунка была идеальной!
Московские издания не спешили подражать загранице, но в 1928 году столичный журнал "Смена" все-таки скопировал и перевел один из зарубежных образцов, бесхитростно озаглавив его "Переплетение слов" и предварив пояснительным текстом: "За границей эта игра называется "Загадки с крестом". В омнибусах, в театре, дома — везде, где есть минута отдыха, люди сосредоточенно сидят и решают эти загадки".
Под именем "кроссворд" кроссворд выступил уже в журнале "Огонек" сначала в качестве пробной рубрики в 1929 году, и уже на правах постоянного жильца в 1936-м.
В 1934 году пустила кроссворд на свои страницы и "Комсомольская правда", спустя еще четыре года ее примеру последовал журнал "Смена". Сразу два молодежных издания, органа ЦК ВЛКСМ, позволили себе развлекательную рубрику — это был знак, что рубрика признана достаточно серьезной, развивающей советскую молодежь. Все вечерние газеты больших городов распускались цветами кроссвордов на последних страницах. Более солидная партийная "Правда" разродилась кроссвордом только в перестройку. Но все без исключения кроссворды советских изданий были непосредственным слепком с огоньковского образца.
Ольга Волкова
Источник: Огонёк
Оригинальный заголовок: Слово из девяти букв
Похожие новости: В попытке "разгадать" кроссворд