Воронежский медиафорум: обошлись без «плача Ярославны»

Воронежский открытый медиафорум, посвящённый региональным СМИ, в четвёртый раз собрал журналистов со всей России. Два дня лучшие представители отрасли делились своими наработками, а власти представляли своё видение журналистики в кризисных реалиях.

«Появляется много «Фастфуда для мозга»

21 и 22 июля в коридорах конгресс-отеля «Benefit plaza» было сложно пройти и никого не задеть. У стен стояли стеллажи с воронежскими газетами, а возле них толпились коллеги тех, кто эти газеты выпускал.

За чтением и общением люди коротали время перед торжественным открытием четвёртого воронежского медиафорума «Региональная журналистика в российском медиапространстве: проблемы и перспективы развития».

Предваряли мастер-классы для журналистов выступления высокопоставленных гостей, в том числе и глава региона.

— Необходимо сохранить СМИ регионального и особенно районного уровня, чтобы читатель имел право, как минимум, на разнообразие, — отметил Алексей Гордеев.

— Экономика сейчас диктует свои условия, появились новые вызовы, но с этим надо жить. Надо сделать так, чтобы мы друг другу помогали и могли внедрять все новые и новые наработки и технологии. Сейчас время тех, кто не просто догоняет других, а умеет управлять изменениями.

Глава региона напомнил, что меньше двух месяцев остается до выборов в Государственную Думу РФ. Он особо отметил, что в этот предвыборный период, когда появляется много «фаст-фуда для мозга», СМИ предстоит взять на себя важную функцию политического образования читателя и помочь ему сделать выбор, полезный не только избирателю, но и государству.

— Всегда очень расстраивает, когда открываешь Яндекс и видишь первые пять главных новостей — это убийства, изнасилования, грабежи и прочее. Каждый раз задаешь себе вопрос — кто это и зачем это?

Нам отвечают, что это робот, он считает «клики». Как говорится, «пипл хавает». А мы всё это печатаем. Не очень бы хотелось, чтобы СМИ, тем более уважаемые интернет-компании, культивировали в нашем народе всё плохое. Я призываю, чтобы средства массовой информации делали наше государство крепким, человека конкурентоспособным, чтобы мы уважали, любили друг друга и понимали свои перспективы, — резюмировал губернатор.

Круг проблем

Замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин очертил круг проблем отрасли: отношения редакций и почты, упадок розничной торговли, рост цен на бумагу, низкая заработная плата журналистов и нехватка кадров.

Он похвалил Воронежскую область, в которой дела с подпиской и розницей обстоят лучше, чем в других регионах страны. По его мнению, это заслуга, в том числе, и местных властей. В подтверждение своих слов Алексей Волин привёл в том числе и результаты опроса, проведённого среди руководителей региональных СМИ. Его итог — Воронежский губернатор благожелательнее других глав регионов относится к развитию печати. На втором месте этого же опроса стоит губернатор Липецкой области Олег Ковалёв.

Слово на открытии получили и первые журналисты страны — председатель Союза журналистов Москвы [в оригинале ошибочно «Союза журналистов России» — PlanetaSMI.RU] Павел Гусев и секретарь СЖР Владимир Касютин. Они знают отрасль изнутри, ведь не только стоят у вершин главной организации работников СМИ, но и сами руководят работой печатных изданий (Павел Гусев [в оригинале ошибочно «Владимир» — PlanetaSMI.RU] — главред «Московского комсомольца», а Владимир Касютин — «Журналистики и медиарынка»). Столичные гости рассказали, что и у московской прессы существуют проблемы.

Так, например, купить свежего «Московского комсомольца», находясь в центре столицы, становится проблемой — власти снесли треть киосков печати. Выступающие подчеркнули — решать проблемы необходимо сообща.

Награды нашли героев

Мажорную ноту в процессе обсуждения задал Геннадий Кудий, заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии. Он вручил юбилейные медали, приуроченные к году литературы в России, тем, кто внёс самый заметный вклад в развитие розничной торговли бумажных СМИ. Удостоились награды три представителя отрасли: русский писатель Александр Лапин; Виктор Ламейкин, генеральный директор-главный редактор газеты «Вольная Кубань» и Валентина Полуказакова, генеральный директор ЗАО «Роспечать» Липецкой области.

Председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин начал выступление со своего видения подобных мероприятий. По его словам, зачастую встречи журналистов превращаются в «плач Ярославны» — они жалуются на сложные условия работы и отсутствие должных мер поддержки от государства. Следом в презентации он определил проблему подписки, предложил меры по её разрешению и подчеркнул — без достаточного внимания со стороны государства решить сложные задачи отрасли невозможно.

Мастера жанра

Журналисты всей России приехали в столицу Черноземья ради уроков профессионалов. В поиске таковых организаторы постарались, мастер-классы в числе прочих провели Дмитрий Сурнин — медиатренер из Литвы, Дмитрий Норка — лучший бизнес-тренер России, Илья Красильщик — издатель интернет-газеты «Медуза», Андрей Липатцев — эксперт Google из Ирландии и собравшая наибольшее количество слушателей Светлана Сорокина, тележурналист, удостоенная трёх премий «ТЭФИ».

Светлана дала журналистам урок «Искусство интервью» по жанру, в котором преуспела в профессии.

Для журналистов ценен не только опыт именитых специалистов, но и успешных коллег из региональных СМИ. Один из мастер-классов был посвящён выступлению именно таких людей. О том, как повысить творческую и экономическую эф-фективность газеты, рассказали победители и финалисты конкурса «10 лучших газет России».

Как взять интервью у жены Шварцнеггера

Виталий Обедин, представляющий газету «Якутск вечерний», вселил уверенность в региональных журналистов историей, как «районке» тиражом в 60 тысяч удалось взять интервью у жены Арнольда Шварцнеггера и заручиться поддержкой Тома Хэнкса в проекте «Беги, Пётр, беги».

Главный редактор «Змеиногоских вестей» Людмила Кейбол «поставила на ура» связь с читателями и поделилась такими методами, как, к примеру, альтернативная городская доска почёта для обычных жителей.

Белла Севастьянова, главред «Шахтинских известий», привела пример, как социальная сеть «Инстаграм» может в разы увеличить аудиторию даже небольшого издания.

— Больше всего мне понравился мастер-класс «Как повысить эффективность районных СМИ, — поделилась впечатлениями от услышанного Юлия Голышкина, заместитель главного редактора «Мичуринской правды». — Правильно, когда профессионалы делятся опытом, а не теорией».

Участница из Тамбовской области отметила заслуги коллег в общении с аудиторией и взяла на вооружение многие их советы.

— Мастер-класс от Сорокиной на тему интервью тоже был хорош. Да, она телевизионщица, а мы газетчики. Но, тем не менее, многое из того, что она рассказывала, будет полезно в нашей работе.

Стоит отметить, что «плачем Ярославны» эта встреча не стала, форум прошёл в позитивном ключе. Журналисты вдохновлялись успехом профессионалов и были готовы внедрить полученный опыт в своих изданиях сразу по окончанию поездки.

Остались довольны и организаторы форума. Число участников по сравнению с предыдущим мероприятием выросло вдвое (до 300 человек), а это значит, что журналистам интересен опыт профессионалов.

Организаторы заявили, что форум состоится и в следующем году, что сулит ещё более интересные встречи.

Анастасия Тамилина

Источник: Аргументы Недели — Черноземье

Оригинальный заголовок: Воронежский медиафорум: обошлись без «плача Ярославны»

Похожие новости: Алексей Волин: Воронежский опыт развития медиасферы нужно распространить на другие регионы