Издательство «HylePress» появилось больше года назад. Его идея возникла внутри просветительского проекта «Зимняя философская школа», организаторами которого стали Яна Цырлина и Дмитрий Вяткин. В процессе работы над проектом они столкнулись с тем, что многие книги приходилось заказывать на иностранных сайтах, потому что в России они не переведены и практически не известны.
— Это было такое «слепое пятно» в русском книгоиздании, — вспоминает Яна Цырлина, — Возможно, потому, что этих авторов знали в основном молодые философы или исследователи в смежных с философией областях, эти авторы не были в «тренде». Тогда возникла идея начать переводить эту литературу и внести свой посильный вклад в просвещение.
Первым издательским опытом стала вышедшая прошлым летом книга американского философа Грэма Хармана «Четвероякий объект». Книга, как это принято говорить в рецензиях, имела успех и разошлась по многим российским магазинам, но в жизни молодого издательства наступило затишье. Продолжалось оно ровно год — неделю назад «HylePress» вновь заявило о себе, представив сразу три книги: «Монадологию и социологию» Габриэля Тарда, «Невозможное и совпадение» Йоэля Регева и «Динамику слизи» Бена Вударда. Глава из последней книги под названием «Грибовидный ужас и ползучесть жизни» недавно была опубликована на сайте Syg.ma — советуем ознакомиться с ней, если вдруг вам показалось, что книги «HylePress» предназначены для узкого круга читателей.
Сегодня издательством запланировано пять книжных серий: по экспериментальному материализму, объектно-ориентированной мысли, исследованию ужаса, философии Жиля Делеза и неомонадологии. Даже не разбираясь в философских терминах, легко заметить, что эти тематические линии мало связаны между собой. По словам издателей, связующее звено между ними есть. Это звено — так называемый «спекулятивный поворот», объединяющий различные теоретические попытки получения доступа к не-человеческому в обход посткантианских установок в современной философии.
— Но это все общие слова, — тут же признаётся Дмитрий Вяткин, — В действительности, политика издательства формируется хаотично и спонтанно, одна книга «вытягивает» другую книгу, о которой мы не подозревали, автор — автора, тема — тему. Или кто-то просто может предложить что-то к изданию, и мы согласимся с этим. И так во всём.
Например, на название серии «Исследование ужаса» издателей натолкнула одноименная работа обэриута Леонида Липавского, в которой теоретическое рассмотрение ужаса поразительным образом перекликается с тем, как к этой теме подходят современные философы. То есть, речь идёт про давно существующую тенденцию, которая после 30-х годов как бы дремала, пока не пробудилась в 2000-х. Ужас как философская категория вообще имеет особое значение для основателей издательства — эта тема не раз фигурировала в их более ранних просветительских проектах. Даже логотипы «HylePress» — что предыдущий, что обновлённый — явно созданы под влиянием образов из пантеона «Иных богов» Говарда Лавкрафта. Но акцентироваться на этой теме в издательстве пока не хотят — советуют дождаться Хэллоуина, в канун которого, очевидно, планируют каким-то образом вывести её на новый виток.
В целом, политика «HylePress» во многом состоит из случайностей и совпадений — а такой подход не предполагает наличие внятной миссии. Вместо неё существует круг проблем, которые издательство пытается более или менее успешно решать. Возможно, со временем эти проблемы вместе с их решениями и сложатся в узор, который можно будет назвать миссией. Впрочем, издатели явно скромничают: без осознания просветительской миссии их деятельность вряд ли была бы возможна.
Источник: http://city.zvzda.ru/
Оригинальный заголовок: HylePress: внутренняя Исландия и грибовидный ужас
Похожие новости: В России налаживается книжный бизнес