Свои предложения организация передала Федеральной антимонопольной службе, которая вместе с другими ведомствами должна к сентябрю предоставить президенту предложения по корректировке существующих законов с тем, чтобы обеспечить равные условия на рынке для российских компаний в интернете. Однако эксперты считают, что технически сделать это будет достаточно сложно. В противном случае иностранцы могут попросту уйти с российского рынка.
В середине прошлой недели состоялось очередное совещание в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) по электронной торговле, рассказали «Известиям» два участника встречи. На ней АКИТ презентовала свои предложения по обложению налогом на добавленную стоимость (НДС) иностранных интернет-магазинов, продающих товары российским гражданам. То есть фактически речь идет об обложении налогом посылок из-за рубежа. Ассоциация подготовила проект поправок в Налоговый кодекс, позволяющий узаконить этот механизм (есть в распоряжении «Известий»).
Предлагается внести изменения в ряд статей кодекса, которые, например, определяют место реализации товара — территория России, что делает возможным его обложение налогом. При этом иностранные организации освобождаются от уплаты НДС, если за пять предыдущих лет сумма продаж через интернет покупателям в России без учета налога не превысила 2 млн рублей. При определении налоговой базы стоимость товаров в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка России, установленному на последний день налогового периода, в котором поступила оплата.
Согласно поручению президента от 29 января 2016 года, ФАС, Минэкономразвития, Минфину, ФНС, Минпромторгу, Минкомсвязи совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти следует «представить предложения по внесению изменений в законодательство, направленные на обеспечение равных условий ведения деятельности компаниями в Российской Федерации с использованием сети интернет». Срок исполнения — до 1 сентября.
В АКИТ считают, что предлагаемые ими поправки в Налоговый кодекс как раз нейтрализуют существующее сегодня неравенство. Сейчас иностранные онлайн-магазины используют положения о беспошлинном пороге реализации товаров с конкурентным преимуществом над национальными поставщиками в размере суммы НДС и ввозных таможенных платежей, указывает организация в своем докладе.
Например, китайские организации, осуществляющие продажи через интернет-платформу Alibaba и ее дочерние структуры, Amazon, Ebay и другие онлайн-ритейлеры, учитывают данное положение в своих моделях продаж российским потребителям, также говорится в документе. В результате в торговле товарами стоимостью до одной тысячи евро и весом до 31 кг (не облагаются налогами и пошлинами) нарушен конкурентный баланс между иностранными онлайн-ритейлерами и российскими производителями товаров и торговцами, уплачивающими налоги в российский бюджет, говорится в документе.
«Если иностранный интернет-магазин продает российскому покупателю товар, имеющий аналоги среди товаров российских производителей, то при наличии НДС и отсутствии ввозной таможенной пошлины никакого неравенства не возникает, поскольку российский продавец так же, как и иностранный, добавит НДС к цене товара», — говорится в докладе ассоциации.
В АКИТ добавляют, что соответствующие законодательные предложения об НДС-регистрации и уплате налога при трансграничной поставке товаров по месту потребления уже рассматриваются в ряде стран, в частности в Великобритании и Австралии.
В пятницу в ФАС затруднились дать комментарий по этому вопросу. В пресс-службах Минэкономразвития, Минфина, Минпромторга сообщили, что еще не знакомы с предложениями АКИТ. В ФНС и Минкомсвязи не ответили на запрос «Известий».
По оценкам Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ), объем рынка интернет-торговли за 2015 год составил 781 млрд рублей (+19% к 2014 году). На импорт пришлось 227 млрд рублей. Количество заграничных заказов — 135 млн, что на 10 млн больше, чем российских. По прогнозу на 2016 год, объем электронной торговли в России составит 1,1 трлн рублей (+68%), на импорт придется 350 млрд рублей. Количество иностранных заказов должно вырасти до 250 млн, что будет на 90 млн больше российских.
Президент НАДТ Александр Иванов отметил, что отечественным интернет-ритейлерам не нравится, что у иностранных конкурентов цены ниже. По его словам, если отечественные продавцы будут снижать цены до уровня зарубежных конкурентов, то соответственно, рентабельность продаж будет ниже. Но в то же время облагать НДС, например, китайские компании технически сложно.
— Как вы себе представляете — почти 3 млн китайских небольших ритейлеров зарегистрируются у нас? Им проще вычеркнуть Россию из списка стран доставки, — сказал он.
По мнению Александра Иванова, обложение НДС иностранных торговцев приведет к тому, что зарубежная часть интернет-торговли в России просто станет «серой».
Глава правового департамента Heads Consulting Диана Маклозян считает, что авторы инициативы не учитывают тот факт, что большая часть иностранных интернет-магазинов, работающих на российском рынке, принадлежат резидентам стран Восточной и Юго-Восточной Азии.
— Для организации продаж они используют ресурсы, подобные Amazon. Специфика последних заключается в том, что оплата за приобретенные товары перечисляется напрямую продавцу — как результат, взыскать с владельцев магазинов сумму НДС будет почти невозможно, — заключила она.
Евгения Перцева
Источник: Известия
Оригинальный заголовок: Иностранных интернет-торговцев хотят обложить НДС
Похожие новости: Прогноз GroupM: в 2016 году расходы на интернет-рекламу в России могут вырасти на 19%