Молодежь не читает традиционные СМИ

Новости из СМИ все больше уходят из информационного пространства молодых людей, которые получают информацию из социальных сетей. 

Нас окружает огромное количество информации, в нашем распоряжении бесчисленное количество каналов, по которым мы ее получаем. В итоге в современном мире сложилась ситуация, когда традиционные интернет-сми оказались под угрозой вымирания.

Можно задаться вопросом: а имеет ли для нас сегодня значение, в какой последовательности публикуются новости на главной странице интернет-издания и передачи в телепрограмме? Большинство из нас уже давно использует иные способы получения важных и представляющих интерес данных, чем с помощью телевидения или традиционных СМИ. Социальные сети, тщательно отобранные первоисточники, feed’ы – в нашем мире осталось не так уж много места для случайной информации.

Действительно, новое поколение не знает, да и не должно знать, что такое телевизионная программа передач; да и почему его должно интересовать мнение журналиста? Нужно признать, что сайты интернет-сми уже давно не конкурируют только друг с другом, борьба за внимание идет постоянно между совершенно разными платформами – на рынке представлено все, начиная с покемонов и заканчивая бумажной версией самых популярных изданий.

Обратившись к трем экспертам и попросив их высказать мнение относительно медиапотребления в современном мире, мы убедились, что были правы: времена изменились.

«В наши дни уже никто не станет спорить с тем, что дни бумажных газет сочтены. Этим летом даже абитуриенты, поступающие на журналистику, не говорили, стремясь произвести впечатление на преподавателей, что «газета и чашка кофе» неотделимы друг от друга», – сказал журналист и преподаватель Таллиннского университета Прийт Хыбемяги.

Комментарии уже не интересны

Более того, молодежь уже не интересуют интернет-комментарии, о них говорят в основном представители старшего поколения. «Молодежь получает новости главным образом из социальных сетей», – отметил Хыбемяги.

Это мнение разделяет и журналист Индрек Тройфельдт. «В какой-то момент на нас неожиданно обрушилось огромное количество информации, хотя никто не заметил, когда это случилось. Картинка и звук – это тоже информация. На просмотр любой информации, даже отдельного пикселя, мы тратим время. Никто не в состоянии, как какой-нибудь ученый сотни лет назад, прочитать-увидеть-услышать всю доступную информацию», – отмечает он.

Как отметил Тройфельдт, способность усвоения информации имеет пределы, современный человек имеет точно такие же возможности, как и его далекие предки. Поэтому не остается ничего другого, как довериться тем, кто эту информацию готов объяснить, так называемым проводникам.

«Проводником в мире информации может быть какое-нибудь влиятельное издание, группа лиц, объединенных общими интересами, или даже отдельный человек. Долгое время издания выступали в роли своего рода биржевого маклера, оценивающего информацию, указывающего на то, что важно, что нет, т.е. что заслуживает быть поставленным на первую страницу или в прайм-тайм», – сказал он.

По оценке Тройфельдта, поведение в интернет-пространстве служит еще одним доказательством присущего человеку стадного инстинкта: потребляют то, что и другие.  Этому способствуют и новейшие алгоритмы поиска в сети, которые предлагают человеку именно то, что он хочет.

По словам инфотехнолога Линнара Вийка, люди получают информацию очень разными способами. «Есть определенный сегмент, в основном люди старшего возраста, которые получают информацию главным образом из передаваемых по радио новостей и вечерней «Актуальной камеры». Что касается молодежи, то получение информации у них зависит от сезона, летом телевидение вообще не имеет для них никакого значения», – сказал Вийк, добавив, что потребление информации, ее усвоение и дальнейшее использование становится все более непонятным процессом. СМИ перестали пользоваться авторитетом и в целом не оказывают влияния на формирование новостного и информационного пространства.

«Я бы нарисовал такую картину: в информационном пространстве молодого человека новости из СМИ составляют малую часть, при этом источники получения таких новостей меняются, и зачастую для молодых «все, что выглядит, как журналистика», является правдивым источником. Для молодых общение с друзьями, отслеживание важной для них информации о досуге имеет большое значение, но и тут они пользуются разными каналами и источниками, например модным сервисом SnapChat», – сказал Вийк.

Каким образом люди будут получать новости в будущем? Компания Samsung сообщила на днях, что в будущем мобильный телефон продолжит занимать первое место среди всех устройств, через которые человек получает информацию.

Сами медиа-системы станут, очевидно, настолько умными, что станут предлагать людям новости исходя из интернет-поведения пользователей. Как считает Хыбемяги, популярность социальной сети Facebook, предлагающей СМИ новый формат сотрудничества, а именно размещение материалов в своей среде, означает, что со временем социальные сети займут важное место в распространении журналистских материалов.

«Это нанесет сильный удар по интернет-версиям изданий, станет сложнее зарабатывать деньги на рекламе в Интернете. В социальной сети рекламу контролирует собственник платформы, который говорит, кто ее увидит и на каких условиях», – сказал Хыбемяги.

Однако проблема в том, что собственников социальных сетей никогда не интересовали СМИ с точки зрения журналистики. Для них строить отношения со СМИ хлопотно, т.к. с журналистикой связаны многие писаные и неписаные правила в обществе.

Спам-информация

в красивой упаковке

Как сказал Хыбемяги, он не знает, как найти выход из сложившейся ситуации. Издатели и издания озабочены сейчас главным образом тем, как соединить с журналистскими материалами рекламу таким образом, чтобы она не пропала в социальных сетях.

«Лучше всего, когда новость написана о чем-то, что одновременно рекламируется и за что издатель возьмет с производителя деньги. Следовательно, потребителям информации следует быть очень внимательными, чтобы отделять маркетинг от реальной новости», – предупреждает Хыбемяги.

Индрек Тройфельдт тоже считает, что все больше будет цениться спам-информация, т.к. ее проще переварить и у нее красивее упаковка.

«Придется предлагать то, что нравится. В информационной среде появятся отдельные группы, которые станут выдвигать нелепые идеи и идеологии. Истина в классическом смысле уже не будет иметь никакого значения, – сказал он. – Никто уже не будет знать, что такое истина, ведь в интернет-пространстве можно заявлять о чем угодно. Например, о создании чудо-лекарства или о жизни на оборотной стороне Луны».

Как считает Тройфельдт, в такой ситуации неизбежно роль маяков станут играть всемирные концерны и умелые солдаты информационных войн из тоталитарных стран.

По словам Вийка, поворотной точкой стал 2011 год, когда активные потребители информации стали получать ее в первую очередь по электронным каналам. В настоящее время в разных странах доля цифровых каналов как распространителей первичной информации составляет 60-70 процентов, таким образом, за ними сейчас абсолютное первенство.

«В то же время я согласен с тем, что интернет-сми конкурируют не между собой, а борются за то, чтобы привлечь внимание пользователя и завоевать часть информационного пространства», – сказал Вийк. Так что в ближайшие годы, по крайней мере, мобильный телефон будет оставаться нашим основным экраном и пультом, с помощью которого мы станем управлять и контролировать (по собственному обманчивому представлению) остальной мир.

Источник: rus.postimees.ee

Оригинальный заголовок: Новые информационные каналы против старых добрых СМИ

Похожие новости: СМИ проигрывают соцсетям