Чего нельзя делать журналистам в агитационный период?

С 20 августа в России официально объявлено о предвыборной агитации. DW разбиралась, как закон регулирует работу СМИ в этот период и чем отличается агитация от информирования.

Незадолго до начала кампании DW попыталась договориться о небольшом интервью с кандидатом, идущим на выборы от "Яблока" в одном из провинциальных одномандатных округов. Интервью должно было стать частью аналитического материала о подготовке разных кандидатов региона к выборам. Кандидат отказался, объяснив это тем, что сегодня практически любое сообщение о нем в СМИ может быть расценено как предвыборная агитация, а значит, должно быть оплачено из средств избирательного фонда. Нарушение этой нормы грозит судом. "У нас сейчас и так сложная ситуация, меня могут попытаться снять с выборов за любую ошибку, поэтому лучше не рисковать", - поделился кандидат с корреспондентом DW.

Агитация - только за деньги

Такое поведение благоразумно, объяснил управляющий партнер Коллегии юристов СМИ Федор Кравченко. По его словам, законодательство, регламентирующее работу СМИ в предвыборный период, разграничивает понятия "агитация" и "информирование".

Агитация может быть либо бесплатной в государственных и муниципальных медиаресурсах (эфирное время на телеканалах распределяется жеребьевкой), либо платной в частных СМИ. Расценки на размещение агитационных материалов должны были быть опубликованы еще весной и для всех кандидатов они должны быть одинаковыми. В любом случае материал должен быть специально помечен как агитационный, в противном случае СМИ грозит штраф, а кандидату - снятие с выборов.

Что же считать агитацией и чем она отличается от информирования? В первую очередь, в информационном материале не может быть прямых призывов голосовать за конкретного кандидата, объясняет Кравченко. Но, помимо этой нормы, есть множество других, которые могут вызвать ступор у любого журналиста, констатирует эксперт.

По его словам, материал может быть признан агитационным во множестве случаев: "Например, если мы говорим о деятельности кандидата, которая не связана с его служебными обязанностями. При этом понятно, что, например, у мэра они одни, а у водителя троллейбуса другие. Поэтому у действующих депутатов и политиков автоматически появляются преференции".

Этой возможностью активно пользуется партия "Единая Россия", рассказал DW координатор проекта "Открытые выборы" Тимур Валеев: "В Ломоносовском избирательном округе везде висят плакаты кандидата Дмитрия Морозова, известного детского хирурга. И местные СМИ постоянно берут у него интервью в статусе врача. Я ничего не имею против, наверное, он хороший врач, но все же мы обратимся в суд и постараемся доказать, что это именно агитация".

Головоломка для журналиста

Также материал может быть признан агитационным, если в нем описываются последствия избрания или неизбрания того или иного кандидата или партии, продолжает медиаюрист Федор Кравченко. "Ну, например, кто-то в тексте говорит такую фразу: "Если победят коммунисты, это будет катастрофа для образования". Даже если эта фраза звучит из уст политолога или местного жителя, материал может быть расценен как агитационный", - указывает эксперт. "Или если кто-то говорит, за кого будет голосовать избиратель: "Шахтеры предпочтут ЛДПР" или "Я лично буду голосовать за КПРФ" - все это считается агитацией", - отмечает он.

Кроме того, как агитационная может быть расценена любая публикация, способствующая "созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к тому или иному кандидату", приводит цитату из Закона о выборах Федор Кравченко. При этом нельзя сказать, что закон на практике одинаково работает для всех политических сил: "Если верить решениям судов, эти нормы написаны так гибко, что даже очевидное преобладание единороссов в эфире, в той ситуации, когда за них почти впрямую агитируют первые лица, не признаются нарушением".

Как работать журналистам в таких условиях? По словам Сергея Смирнова, политтехнолога из Ростова-на-Дону, в его регионе СМИ нередко игнорируют эти требования и все же публикуют материалы, которые могут быть восприняты как агитация: "Некоторые говорят: ну и ладно, пусть будет штраф. Другие надеются на то, что у них хорошие юристы, которые смогут доказать, что материал не был агитационным. А третьи говорят: а мы вообще не СМИ". Действительно, ряд интернет-изданий не зарегистрированы как СМИ, поэтому законодательство об агитации на них не распространяется, объясняет Смирнов. "Например, агентство Donnews и даже ресурс РБК-Юг не зарегистрированы в качестве СМИ и работают как обычные интернет-порталы", - отмечает он.

Меры предосторожности

На практике многие оппозиционные кандидаты нередко отказываются от интервью, чтобы не попасть под обвинение, констатирует юрист "Открытых выборов" Евгений Порошин. "Но в каждом случае мы решаем индивидуально", - объяснил он DW. Порошин указывает, что в статье 48 Закона об основных гарантиях избирательных прав агитацией признаются призывы, совершенные "с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них)", а все остальные пункты, перечисленные в законе - "если эти действия совершены с такой целью неоднократно".

"Иными словами, прямо говорить "голосуйте за меня" нельзя, а все остальное условно можно только один раз в одном СМИ", - объясняет Порошин. Кроме того, в любом случае обвинителю еще предстоит доказать, что те или иные публикации в СМИ совершены "с целью побудить избирателей", а доказать это не так просто, указывает юрист. "Тем не менее мы призываем поддерживаемых нами кандидатов быть максимально осторожными и не допускать высказываний, которые могут быть признаны незаконной агитацией", - говорит юрист.

Неравные условия

Что касается представителей правящих партий, то они, похоже, не слишком озабочены этой проблемой, считает координатор "Открытых выборов" Тимур Валеев: "В эфирах государственных каналов то и дело показывают кандидатов от "Единой России". В новостях, в формате интервью, в специальных передачах".

А кандидат "Открытой России" в Воронеже Владислав Ходаковский даже написал жалобу в местную телекомпанию. Он обратил внимание на то, что в своих новостных передачах она постоянно освещает деятельность местного депутата, лидера партии "Родина" Алексея Журавлева. "Радует, что вы уделяете такое пристальное внимание избирательной кампании депутатов Госдумы, - написал Владислав Ходаковский в письме ГТРК "Воронеж", - но дабы не нарушать принцип равенства кандидатов и запрета злоупотребления административным ресурсом, не могли бы вы снять и показать такие же сюжеты и об остальных кандидатах в депутаты, зарегистрированных в Воронежской области". На что получил от телекомпании ответ на официальном бланке с печатью и подписью руководителя. Ответ состоял из двух слов: "Могли бы".

Юлия Вишневецкая

Источник: Deutsche Welle

Оригинальный заголовок: Выборы и СМИ в России: что запрещено журналистам в период агитации

Похожие новости: Перед выборами политики подались в интернет