Итоги агитационной кампании подвел КГИ. В КГИ выделили основные технологии: это косвенная агитация под видом "освещения деятельности" кандидатов и связанных с ними проектов, "маскировочные технологии" — с их помощью кандидаты дистанцируются от выдвинувших их партий, ссылаясь на свои "псевдообщественные" организации (это характерно и для единороссов, и для представителей других партий). В докладе констатируется, что "во многих регионах помимо массовой косвенной агитации фактически не было иной агитации".
Исключениями стали кампании в регионах, где конфликтуют местные влиятельные группы — например, это Иркутская, Новосибирская, Нижегородская области, Пермский край. Авторы доклада называют несколько причин низкой агитационной активности: это "стратегия на снижение явки и минимизацию предвыборной активности", "сверхжесткий характер регистрации партий и кандидатов", сокращение расходов в кризисной ситуации и "договорные" кампании. По договоренности с властями ограничивают темы для агитации системные партии, говорят в КГИ. "Часть политической и экономической проблематики оказалась для них фактически табуирована, целые сферы и ведомства (в частности, почти полностью военно-промышленный комплекс, вопросы внешней политики, политики в сфере защиты прав человека) де-факто были исключены из сферы возможной критики. Вне ее оказалась значительная часть чиновников",— указано в докладе. В результате акцент в кампании делался на "безопасные неполитические темы", а "политическая реклама во многом перестает отличаться от рекламы товаров и услуг, форма полностью заменяет содержание". "Место политических месседжей занимает имиджевый эпатаж, яркие, но бессодержательные идеологически действия. Происходит деполитизация агитации, стремление выделиться за счет информационной провокации, неполитического юмора",— считают эксперты.
О том, как косвенная агитация происходит газетах, учрежденных префектурами Москвы, выпустило доклад движение "Голос". Эксперты приходят к выводу, что "агитация за кандидатов от партии "Единая Россия" поставлена на поток в таких СМИ", причем подобные публикации чаще всего сопровождаются фотографиями. Другие кандидаты упоминаются "вскользь, нейтрально или иногда даже негативно", говорится в докладе. Во время таких событий, как выдвижение списка партии, единороссам посвящали половину или четверть газетной полосы, а сообщениям о других партиях — 1/20, 1/40 полосы, пишут эксперты. Часть материалов — это "однотипные статьи" о мероприятиях с участием мэра Москвы. Все материалы не оплачены из избирательного счета кандидатов и партии, отмечает "Голос".
Учрежденная префектурой Зеленоградского административного округа газета "Сорок один" с тиражом 92,4 тыс. экземпляров выходит на территории Ховринского округа, где баллотируется и в каждом номере упоминается единоросс Ирина Белых. Об этом пишет "Голос", изучив девять номеров газеты. 1 июля она упоминается "в контексте того, что мэр Собянин возглавил список партии в Москве". В другом материале говорится "об инициативе Белых по организации цикла экскурсий". Неделей позже рассказано, как Ирина Белых придумала "организовать пенсионерам посещения достопримечательностей", 15 июля она представлена "как автор общественной инициативы и будущей "народной программы"". Аналогичная ситуация, к примеру, с кандидатом единороссов в Люблинском округе Петром Толстым, о котором пишет "Юго-Восточный курьер" (издается тиражом 441 тыс. экземпляров). "Он от первого лица пишет о своей политической деятельности в выпуске газеты N23 (июль). Неоднократно рассказано о его значительной роли в закрытии мусорного полигона в выпусках газеты N24 и N25 (июль)",— говорится в докладе. Петр Толстой заявил "Ъ", что "не готов изучать деятельность движения "Голос": их голос тонок и не чист". А его деятельность могут освещать, к примеру, как "члена общественного совета ЮВАО".
Андрей Перцев, Максим Иванов
Источник: КоммерсантЪ
Оригинальный заголовок: Эксперты пересчитали билборды и газеты
Похожие новости: Более 2,6 тыс. журналистов аккредитовались в ЦИК для работы на выборах в Госдуму