Рост тиражей — закономерный результат совместных усилий издателей и «Почты России», — Михаил Казаков

Одним из интереснейших выступлений, прозвучавших 8 сентября на заседании Альянса в поддержку подписки на газеты и журналы, стал доклад Михаила Казакова, главы департамента по развитию подписных сервисов и дополнительных услуг «Почты России». Он объяснил, почему рост подписных тиражей возможен только при совместных усилиях подписных агентств, издателей и государства, а также рассказал, как федеральная акция «Дерево добра» помогает привлекать новых подписчиков и как подписка на печатные издания успешно осуществляется через онлайн-сервисы.

***

Михаил Казаков, руководитель департамента по развитию подписных сервисов и дополнительных услуг ФГУП «Почта России»:

— Последние два года наши встречи с отраслевым сообществом на заседаниях Альянса в поддержку подписки на газеты и журналы становятся все более эффективными. Хочу напомнить ключевые цифры, отражающие масштаб деятельности «Почты России»: 42 тыс. отделений по всей стране, около 150 млн адресатов, 17 млн квадратных километров почтовых маршрутов и около 350 тыс. сотрудников.

На предоставление скидок для издательств и населения ежегодно ведомство направляет более миллиарда рублей. Как известно, начиная с 2014 года «Почта России» не получает от государства никаких субсидий (в том числе на доставку подписных изданий), поэтому вынуждена субсидировать подписку исключительно за счет собственных средств. Понимая социальную значимость института подписки, мы продолжаем не только его поддерживать, но и развивать.

В настоящее время при Минкомсвязи России работает Экспертный совет по региональным печатным СМИ, который к каждому подписному полугодию формирует список газет и журналов, рекомендованных для получения скидки на почтовый тариф. Считаем, что данный список значительно повышает уровень прозрачности на рынке: таким образом не «Почта России» определяет перечень изданий для предоставления скидок, а сама отрасль, совместно с профильным министерством принимает решение о том, какие издания ее должны получать. Созданный таким образом инструмент стал верным решением, помогающим поддерживать именно те издания, которые наиболее важны для читателей.

Ни для кого не секрет, что до 2014 года мировой тенденцией в подписной отрасли было снижение, в основе своей имеющее вполне объективные причины. Все большая часть населения мира пользуется Интернетом, а также другими современными технологиями. Считалось, что снижение подписных тиражей на уровне 5% за подписную кампанию — это допустимо, и даже неплохо по мировым масштабам.

После отмены государственного субсидирования доставки подписки в 2014 году этот показатель изменился в худшую сторону. Почта была вынуждена поднять цены на обработку и доставку подписных тиражей, что, естественно, вызвало значительное сокращение подписки. Должен отметить, что после серии дискуссий, совместными усилиями нам удалось прийти к диалогу, и сегодня почта, в партнерстве с издательским сообществом, проводит немало мероприятий, направленных на стимулирование подписки среди населения. Это принесло свои положительные плоды. Если в 1 п\г 2016 г. падение подписных тиражей составляло 5,4%, то по итогам 2 п\г — 5,2%. Положительная динамика налицо.

Дополнительно отмечу, что, хотя некоторые издания снижают свои тиражи, часть проектов, пользующихся популярностью у читателей, наоборот, демонстрирует рост. Чаще всего это становится закономерным результатом совместных усилий издателей и региональных отделений «Почты России».

Что касается прошедшей подписной кампании, то мы собрали порядка 18 млн тиражей, а последняя Декада подписки вообще превысила все ожидания по тиражности. Всероссийская декада подписки, проходившая с 12 по 22 мая 2016 года, принесла 2,7 млн тиражей периодических изданий, что на 7% больше, чем в аналогичную майскую декаду 2015 года.

В регионах, где наблюдался рост тиражей, местные издательские дома и представители федеральных СМИ составляли так называемые дорожные карты своих действий на этот период: очень четко и планомерно проводили совместные акции с «Почтой России». За счет такой активности, зачастую трехсторонней, когда к процессу подключались местные администрации, регионам-лидерам и удалось достичь хороших результатов.

«Почта России» также ведет активную работу и по привлечению новой аудитории. В прошлом году был запущен ряд федеральных проектов, стимулирующих и привлекающих внимание к институту подписки. Одна из них — «Дерево добра».

Суть акции благотворительной подписки «Дерево добра» заключается в том, что каждый желающий может оформить подписку на периодические издания в адрес детских домов, школ-интернатов, домов престарелых, сельских библиотек и других учреждений.

Перед запуском кампании на всю страну мы провели анализ лучших практик, изучили опыт родоначальников идеи: Липецка и Твери. Обратили внимание, что многие клиенты, заходящие в почтовые отделения за получением различных услуг, охотно подписывают других, в том числе — нуждающихся. В текущем году мы приняли решение тиражировать акцию по всей стране.

К ней присоединились тысячи клиентов «Почты России», в том числе известные государственные и общественные деятели, журналисты, бизнесмены, руководители крупных компаний.

По результатам последней кампании на участие в акции «Дерево добра» подали заявки 7,5 тыс. учреждений. Ни для кого не секрет, что раньше в бюджете каждого социального учреждения были заложены определенные средства на подписку. Однако в нынешнее, экономически сложное время многие госучреждения не могут себе это позволить. Участие в акции «Дерево добра» помогает им решить эту проблему. Акция «Дерево добра» будет активно продвигать и в следующую подписную кампанию.

Продолжение в будущем получат и другие наши новации в области подписки. Так в рамках предыдущей подписной кампании, совместно с рядом общественно-политических газет, мы активизировали инструмент директ-мейла. Для этих целей была создана база подписчиков и потребителей других почтовых услуг, на основе анализа которой мы определяли каким клиентам можно предложить подписные услуги. Мы отбирали те домохозяйства, где раньше активно подписывались на общественно-политические газеты, но потом перестали, и делали по ним таргетированную рассылку. Эффект превзошел все ожидания, поэтому сейчас мы расширяем номенклатуру изданий-участников и расширяем адресную базу рассылки.

Пробовали мы в позапрошлую подписную кампанию в четырех регионах проводить и СМС-информирование по базе сотовых телефонов. Но должен признать, что эффективность этого инструмента оказалась ниже ожидаемых показателей.

Запланировано у нас и множество федеральных и региональных конкурсов, которые будут проводиться совместно с заинтересованными издательскими домами.

Напомню, что основная подписная кампания началась 1 сентября с.г. Тарифы на перевозку и доставку подписных изданий не повышались и сохранились на уровне кампании второго полугодия 2016 года. Все скидки и льготы для населения также сохраняются. Одновременно скидка на издания, входящие в список, подготовленный Экспертным советом по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи России, выросла в два раза по сравнению с последней подписной кампанией – с 15% до 30%. При этом сам список таких изданий по сравнению с прошлой подписной кампанией увеличился с 1940 до 2350.

В прошлом году, по просьбе издателей, «Почта России» создала собственное подписное агентство. Его цель — создание альтернативы на рынке подписки. Подчеркну — не замена существующих коммерческих структур, а именно альтернатива.

Благодаря агентству издатели могут напрямую взаимодействовать с «Почтой России» по распространению подписных печатных изданий, а также получают дополнительные инструменты для анализа читательской аудитории.

Список изданий подписного каталога «Почты России» постепенно расширяется. Сегодня в нем представлено более 1300 изданий.

Помимо этого, в конце 2015 года «Почта России» запустила сервис онлайн-подписки. Читатели могут выписать любимые газеты и журналы быстро и легко, не выходя из дома, на сайте podpiska.pochta.ru. Причем оформить подписку можно не только для себя, но и для родных, друзей и близких в других регионах страны. Оплатить услугу можно «в один клик» с помощью банковской карты без комиссии.

Количество онлайн-подписок заметно возрастает. По отношению к первым месяцам работы сайта, активность интернет-подписчиков выросла более чем в 10 раз и продолжает увеличиваться. «Почта России» продолжит работать над онлайн-сервисом, чтобы сделать его более привлекательным и функциональным. На сайте можно не только выписать себе газеты и журналы, не выходя из дома, но и оформить подписку для близких и друзей, причем в любой регион страны.

Мы провели информирование по имеющимся у нас электронным адресам потенциальных подписчиков. Мы обладаем возможностью осуществлять рассылки всем нашим клиентам: не только подписчикам, но и получателям посылок, отправителям письменной корреспонденции и другим людям, зарегистрированным на сайте «Почты России».

Как видите, «Почта России» прикладывает много усилий не только для сохранения подписных тиражей, но и для привлечения новой аудитории, в том числе среди молодежи. Мы всегда открыты к общению и готовы рассматривать любые предложения от партнеров.

Ирина Смазневич, Евгения Трушина

Источник: PlanetaSMI.RU