Геннадий Кудий (Роспечать) — о мерах властей по поддержке системы распространения прессы

15 сентября в медиацентре «Российской газеты» состоялась конференция, посвященная актуальным вопросам развития системы распространения печатных СМИ. Мероприятие было организовано Ассоциацией распространителей печатной продукции (АРПП).

О позитивном влиянии на отрасль принятого в 2013 г. Минкомсвязи России Приказа №197 и Постановления Правительства Российской Федерации №291 рассказал участникам мероприятия Геннадий Кудий, заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. PlanetaSMI.RU тезисы его выступления. 

***

Геннадий Кудий, заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям:

— К сожалению, в последние годы ситуация на рынке печатных СМИ России складывается не лучшим образом. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям со своей стороны пытается всеми возможными способами способствовать улучшению положения печатных СМИ, однако возможности наши ограничены. Проблем действительно очень много, и решать их надо сообща, целенаправленным образом.

Должен отметить безусловную пользу Постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. №291 «Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 754» и Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации №197 «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации».

Эти документы, регламентирующие количество торговых объектов с прессой в пересчете на душу населения, если и не изменили кардинальным образом ситуацию на рынке, то, по крайней мере, подняли этот вопрос на более высокий уровень, обратив внимание общественности на проблему розничного распространения прессы в стране и, как мне кажется, помогут остановить разрушение инфраструктуры этого рынка.

Большим минусом Приказа Минкомсвязи России №197 являлся рекомендательный характер этого документа, т.е. добровольность его исполнения на местах. Но постановление Правительства Российской Федерации №291 носит уже обязательный характер. Правда здесь не стоит забывать народную мудрость о том, что строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения... Полагаю, для того чтобы прописанные в этом документе позиции и нормативы приобрели реальные очертания, и распространители, и издатели должны будут приложить ещё немало лоббистских усилий. Однако другого пути нет и это надо четко понимать. К тому же определенный опыт давления на региональные и местные администрации АРПП уже наработан.

В частности, ежегодно создаваемый ассоциацией на основе анализа во всероссийском масштабе исполнения приказа Минкомсвязи России №197 «Рейтинг регионов Российской Федерации по обеспеченности киосками прессы» уже стал реально действующим инструментом влияния на региональные местные власти. Не раз нам приходилось слышать от участников рынка о реальных примерах улучшения ситуации с киосками прессы в том или ином регионе после того, как местные чиновники видели свои низкие позиции в этом рейтинге.

Например, в рейтинге за 2015 год одно из последних мест по обеспеченности киосками прессы в стране заняла Чеченская Республика. Через некоторое время к нам в Роспечать обратилось республиканское руководство, которое, ссылаясь на неудовлетворительные показатели рейтинга, разработало и представило собственную программу развития системы продаж газет и журналов. Надеюсь, она будет реализована. И это не единичный пример, хотя большинство регионов пока не только проигнорировали свои низкие позиции, но даже умудрились их ухудшить. В том числе, Москва, что, конечно же, столицу не красит.

Повторюсь: Приказ Минкомсвязи №197 и проводимые на его основе отраслевые активности, даже, несмотря на необязательность его исполнения чиновниками, стал реальным инструментом, способным оказать большое содействие развитию рынка розничного распространения прессы. К примеру, в том же Воронеже. Задумались и другие. При этом постановление Правительства Российской Федерации №291 дает индустрии гораздо более мощные рычаги в борьбе не только за сохранение столь важного для издательского дела рынка розничного распространения печатной продукции, но и для его развития, прежде всего за счет тех же павильонов прессы, которые, как показывает опыт, дают прирост продаж газет и журналов в полтора-два раза, а книг и вовсе в разы. В общем, овчинка стоит выделки, да и капля воды камень точит. Со своей стороны, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям всегда было и будет надёжным союзником участников рынка в этом деле. Во всяком случае, с рейтингами АРПП мы будем работать активно, а не только размещать их на своем сайте. Более того, это уже делается.

Источник: PlanetaSMI.RU