При этом любопытен тот факт, что поправки были подготовлены именно Федеральной антимонопольной службой, и вносятся в статью 16 закона "О рекламе" и в статью 164 ч. 2 Налогового кодекса. В частности, поправки в Налоговый кодекс позволят печатным СМИ не рекламного характера продолжать уплачивать НДС по льготной ставке в 10% при увеличении объема публикуемой рекламы.
Не мог тут, разумеется, остаться в стороне и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, он же лидер победившей на выборах партии «Единая Россия». Который уже ранее официально заявлял, что сейчас не самое простое время для СМИ.
Вот, дословно.
«Время сейчас не самое простое и для СМИ, им не всегда легко, поэтому мы дадим возможность больше получать им денег, больше зарабатывать», - грустным, но в то же время возвещающим надежду для уникальных журналистских коллективов констатировал Дмитрий Анатольевич.
А начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России, Николай Карташов, так и вообще взбодрил своих контрагентов в редакционной среде, отметив, что принятие поправок расширит для печатных СМИ возможности получения рекламных доходов и будет способствовать сохранению широкого выбора печатной прессы, в том числе в регионах.
Еще раз: что тут можно сказать.
А – ничего.
Только разве вспомнить известный анекдот про патологоанатома, интересовавшегося, потел ли больной перед смертью.
И констатировавшего, что это – хорошо.
На самом деле, будем честны хотя бы перед самими собой (а я, признаться, тоже человек вполне себе даже и редакционный). Никакое увеличение возможности размещать рекламу на 45% своих площадей печатным СМИ, особенно в регионах, да и на федеральном уровне, не поможет от слова «никогда».
Дело в том, что у схлопывания рынка печатных СМИ в нашей стране три вполне понятные причины, - технологическая, экономическая и экзистенциальная – и все они вполне себе даже и объективные.
Проще всего, кстати, объяснение именно «технологическое»: реклама, вслед за информацией, действительно уходит из печати в интернет, и это отнюдь не локально-российский, а реально глобальный и общемировой тренд.
Также понятны и экономические причины: на дворе у нас имеет место быть кризис.
И, вместе со снижением покупательной способности у населения, снижаются и объемы рекламного рынка, особенно в области масс-маркета, главного и основного «кормильца» как медиа, так и рекламного рынка.
Все это – так.
Но, все-таки, мягко говоря, - не совсем так.
Во-первых, «уход рекламы в интернет» вовсе не означает конца рекламы в печатных СМИ: интернет равно «отъедает» свои куски и у телевидения, и у FM, и у outdoor (наружная реклама), но ни один из этих «секторов» не схлопывается у нас в стране так стремительно. Да и «кризис» - это далеко не только время считать убытки, но и время новых возможностей. И по опыту прежних «кризисов» - именно в подобные времена, как правило, на рынок выходят и новые продукты, да и вообще настоящие, профессиональные маркетинговые услуги становятся востребованы даже чуть больше, чем в «спокойные» времена.
И тут мы переходим к самой главной проблеме наших нынешних печатных СМИ в России, а именно экзистенциальной. Если коротко, то звучит она так: они элементарно перестали быть интересны своему собственному читателю. По крайней мере, большинство из них, потому как примеры вполне себе уверенно чувствующих себя печатных средств массовой информации существуют и сейчас. Причем, по всей, что называется, линейке. Вне зависимости, кстати, от как политической, так и тематической направленности. И само их существование, кстати, отнюдь никакое не «исключение», а как раз набор правил, которые остальные отчего-то отказываются соблюдать.
Если совсем грубо, то если потенциальная аудитория составляет сто процентов, то большинство как федеральных, так и, что самое смешное, региональных СМИ, ориентированы в своих материалах на те самые «пятнадцать процентов». «Квалифицированной», с их точки зрения, аудитории. То есть мыслящих в пределах и шаблонах той страты, к которой и причисляют себя сами «уникальные журналистские коллективы». Прямо и косвенно самоотносящие себя именно к «элите», которую волнует возвышенное, демократическое и гламурное. А отнюдь не интересы каких-либо «условно-уралвагонзаводовских папуасов». И тут дело отнюдь не в «политизированности» материалов, и не в их даже «политической направленности», - тут проблема абсолютно мировоззренческая, ибо даже какие-нибудь «заметки фенолога» можно написать так, что они будут интересны только «посвященным» и «просвещенным». Ну, а если ты работаешь на эти условные «пятнадцать процентов», то с какого перепуга тебя должны читать, любить и, тем более, покупать оставшиеся «восемьдесят пять»?!
Тут, извините, - все только по любви, принуждение и, тем более, изнасилование головного мозга здесь и чисто технически невозможно. И, кстати, те самые «пробитые» 45 % «рекламных площадей» тоже в очередной раз свидетельствуют о жутком, лютом непрофессионализме и неуважении к своей собственной аудитории. Потому как это, по идее, должен знать любой «профильный» первокурсник: любое, даже самое лучшее, издание начинает терять аудиторию после продажи более трети имеющихся у него площадей. Дальше работает правило: «чем больше рекламы – тем ниже читаемый тираж». И не надо вот гордиться этими ФАС-овскими «припарками» - мертвому они ни к чему.
От редакции: суждения ув. авторов в рубрике "Мнения" могут не совпадать с мнением редакции и не являются рекомендацией к каким-либо действиям.
Дмитрий Лекух
На Линии
Оригинальный заголовок: Ничто не спасёт бумажную прессу