Зачем республиканским властям нужно раздавать бесплатные газеты

Общественность взбудоражила новость о том, что государственные газеты "Якутия" и "Саха Сирэ" будут раздавать бесплатно. Кто-то за, кто-то против такого новшества. Своим мнением, зачем республиканским властям делать такой подарок якутянам, поделился с ИА YakutiaMedia заместитель главного редактора газеты "Якутск вечерний" Виталий Обедин.

Хорошая новость: у нашего правительства появилось лишних 440 млн рублей (даже немного больше), значительную часть которых оно намерено раздать населению республики. Правда, не напрямую, а опосредованно, в виде подарка.

Вот вы бы что хотели? Школьный набор к первому сентября каждому ученику? Бесплатный проездной для общественного транспорта? Погашение месячного взноса за капремонт? А может, сумму не раздавать, а построить что-то хорошее, важное и нужное? Например, детский сад?

А еще можно взять и конвертировать эти миллионы в выплаты для пенсионеров — как республиканские доплаты к пенсиям. В Якутии почти 265 тысяч пенсионеров, получится по 1,6–1,7 тыс. рублей. Можно сформировать адресную программу помощи и закупать на них лекарства для пенсионеров. В общем, идей, как потратить или поделить, — великое множество.

Но Егор Афанасьевич придумал сделать ещё лучше: вместо всего вышеописанного граждане Якутии получат газеты.

Совершенно бесплатные и шуршащие такие газеты, в которых будет рассказано о том, как хорошо и много государственная власть Якутии трудится на благо республики. В этих газетах также время от времени будет и правда о людях с "узкими интересами": о политиках и журналистах, позволяющих себе критиковать власть, раскачивать лодку и мешающих Якутии и дальше оставаться "динамично развивающимся регионом".

В общем, план правительства сводится к тому, чтобы начать издавать и распространять бесплатные газеты, учредителем которых оно является. На русском языке это "Якутия", на якутском "Саха Сирэ". Сегодня на эти две газеты, объединенные в рамках одного медиахолдинга "Сахамедиа" (создан в 2013 г.), приходится львиная доля от тех 439,2 млн рублей, что предусмотрены в бюджете на выпуск периодических СМИ и печатных изданий. Всего же власти Якутии тратят более 1 млрд рублей на то, чтобы рассказывать населению о том, как они работают на благо этого населения.

А ВЕДЬ ИМ ГОВОРИЛИ…

Государственные газеты примечательны тем, что за них приходится платить дважды. Сначала их содержание полностью или почти полностью оплачивается из государственного бюджета. Затем за них платит читатель — при покупке.

Этот тезис озвучивался не раз — в комментариях, посвященных тому, как бодро растут в строках бюджета расходы на СМИ, или как распиливаются очередные миллионы на полиграфии за государственный счет. За счет таких распилов, к примеру, сначала был загнан в долги и доведен до ликвидации ГУП "Сахаполиграфиздат", крупнейший типографский комплекс на Дальнем Востоке. А затем "ушло", превратившись в банальный торговый центр и его здание.

Последние 10 лет расходы на содержание госСМИ неуклонно росли, увеличились почти в три раза, и сегодня Якутия тратит на государственные газеты, телевидение и радио уже более 1 млрд рублей.

2006 г. — расходы на государственные СМИ, заложенные в бюджете, составляли 349,732 млн рублей; из них 154,3 млн — на периодическую печать и издательства.

2010 г. — расходы на государственные СМИ, заложенные в бюджете (последняя корректировка), — 686,285 млн рублей, из них 271,98 млн — на периодическую печать и издательства.

2016 г. — расходы на государственные СМИ, заложенные в бюджете (действующая версия), — 1,001 млрд рублей, из них 439,25 млн рублей — на периодическую печать и издательства.

До сих пор власть отмахивалась от подобных замечаний, и вдруг мы слышим удивительное.

Егор БОРИСОВ, глава Якутии: Государственные газеты должны стать бесплатными, за счет мер оптимизации расходов их тиражи кратно возрастут. Сейчас по моему поручению прорабатывается логистика и финансовый механизм. Если издание финансируется за счет бюджета, то плата с подписчиков взиматься не должна.

Эти слова были озвучены во время встречи Егора Борисова, главы республики (а еще кандидата в депутаты Госдумы от "ЕР") с населением Бердигестяха. Казалось бы, есть повод порадоваться — вот уже и глава понял, что нехорошо дважды собирать с населения деньги за один и тот же продукт...
К сожалению, при ближайшем рассмотрении выясняется, что планы правительства относительно государственных СМИ не связаны ни с заботой о кармане населения, ни с экономией бюджетных средств.

Все прозаичнее и проще.

У ВАС ЕСТЬ ПЛАН, МИСТЕР ФИКС?

По странному стечению обстоятельств вопрос "от населения" по поводу доступности официальной прессы совпал с выработкой проекта концепции реформирования этой самой прессы в рамках медиахолдинга "Сахамедиа". Концепция эта поступил в ДП-1 накануне.

 
Расходы на ГосСМИ, млн руб.. Фото: "Якутск вечерний"

Ее задача — решить вопрос "обеспечения максимального покрытия аудитории государственными СМИ, входящими в состав "Сахамедиа".

Ну, вот как-то, знаете ли, совпало — только появилась мысль газеты бесплатно раздавать по всей Якутии, так население и начало спрашивать, а когда?

В предложенной главой концепции в числе прочего предполагается, что газета "Якутия" превратится в еженедельник (выпуски во вторник и пятницу будут закрыты), ее тираж увеличится до 70 тыс. экземпляров, а объем сократится до 12 полос. В спокойное (от выборов) время — и вовсе до 8 полос.

"Якутию" будут раскладывать бесплатно по почтовым ящикам в Якутске и других городах, а в улусах — выставлять на специальных стойках и распространять по социальной подписке. Что касается "Саха Сирэ", то это издание также станет еженедельником объемом в 16 полос, и будет распространяться сходным образом с упором на улусы.

Редакции обоих изданий будут "переколбашены" и частью переброшены на работу с электронными СМИ (вестниками ЯСИА и сайтом "Якутии"), дайджестами или альманахами которых будут выступать газеты.

Официально всё это задумано, чтобы обеспечить граждан актуальной и объективной информацией. Неофициально же…

Мы все прекрасно понимаем, что в ближайшие три года нас ждет целая серия выборов, на которых издание с нелимитированным и бесплатно распространяемым тиражом, в котором непрерывно воспеваются трудовые успехи вождей, свершаемые на благо народа, будут очень кстати.

Никакой агитации — просто исполненные искреннего уважения и радости рассказы о суровых трудовых буднях первых лиц и тех, кто им помогает. Ну и немного гневных отповедей всем, кто раскачивает лодку.

2017 г. — серия выборов в муниципальных районах, среди которых главные — выборы мэра Якутска;

2018 г. — выборы президента России, на которых нельзя упасть в грязь лицом и надо выдать рейтинг не ниже чем в других регионах, а то в Кремле могут и на карандаш взять.

2019 г. — выборы главы Якутии.

ТУСУЯ МИЛЛИОНЫ

Увеличивая тиражи, но отказываясь от продажи основных государственных газет, авторы концепции одновременно уверяют, что лишних денег из бюджета не попросят, потому что произойдет оптимизация. О ней же говорит и Егор Борисов.

Много ли потеряет государственный медиахолдинг от продажи газет? Не так уж.

Если "Вечерка" окупается за счет продажи своего тиража, то в собственных доходах медиахолдинга "Сахамедиа" доходы от продажи газет составляли цифру всего пределах 13%. И все же это какие-никакие деньги, от которых теперь планируется отказаться.

Здесь и далее мы вынуждены ориентироваться на цифры из годовых и бухгалтерских отчетов "Сахамедиа" за 2013–2014 гг. Более свежих данных — за 2015 г. — пока нет просто потому, что государственный холдинг в нарушение федерального закона об акционерных обществах до сих пор не раскрыл информацию.

При этом расходы на бумагу, типографию и экспедирование газет составляли порядка 20%. Честно говоря, в эти цифры нам, непонаслышке знакомым с ценообразованием газет, с трудом верилось. Они удивительно низки. Но увеличение тиражей и бесплатная доставка по городам и весям должны привести к образованию новых расходов, которые при сокращении доходов (см. отказ от продаж).
Авторы концепции уверяют, что просить в бюджете что-то еще не будут. Правда, с оговоркой — если правительство пересмотрит тарифы государственной типографии:

"Заявленная реформа не потребует предоставления дополнительных бюджетных субсидий при условии оптимизации штатного расписания и регулирования стоимости типографских услуг. В настоящее время тарифы на печать государственных газет "Якутия" и "Саха Сирэ" фактически финансируют планово убыточную типографию ОАО "Медиахолдинг "Якутия". Действующие тарифы не позволяют реализовать планы по выпуску газет с большими тиражами"

Жирненький такой намек — надо уменьшить тарифы, а то придется субсидии просить. Уменьшение тарифов подразумевает, что расходы по содержанию государственной типографии возрастут и их все равно как-то придется перекрывать. То есть "оптимизация" получается хитрая — в одном месте поджались, в другом — попросили.

Есть, впрочем, и запасной план — продажа и сдача в аренду площадей, занимаемых типографией. А часть комплекса, печатающего книги и журналы, просто закрыть (в версии авторов концепции — "заморозить"). Все равно это "низкоэффективное и убыточное" вложение средств. В отличие от бесплатной раздачи-то!

А ЕСЛИ ЕЩЁ ПО КАРМАНАМ ПОШАРИТЬ...

Стоит отметить, что миллиард рублей — это вовсе не исчерпывающая сумма, которую государство Якутское тратит на свои СМИ.

На самом деле тратится гораздо больше.

К примеру, правительство время от времени подкидывает деньжат тому же медиа-холдингу в рамках увеличения уставного капитала холдинга. Эти действия носят характер разовых подкормок, и суммы не такие уж огромные. Но и немаленькие:

— 10 млн рублей в 2013 г.;

— 25 млн рублей в 2014 г.

Кроме того, большинство министерств и ведомств, а также подотчетные им предприятия регулярно проводят тендеры на информационное обслуживание. Предмет тендеров может быть разный — от пропаганды противопожарной безопасности до оказания услуг по подготовке и размещению объявлений и некрологов. Деньги — тоже разные.

Про некрологи, кстати, не шутка. Тендер на размещение некрологов проводил аппарат Ил Тумэна. При том, что у парламента есть собственная пресс-служба и собственная газета.

Таких тендеров проводится много.
За недолгое время своего существования государственный медиахолдинг выиграл более 70 штук. Общая сумма — десятки миллионов рублей.

Маленькие тендеры — зависимые предприятия, большие — министерства и ведомства. Причем министерства и ведомства платят, в основном, за освещение своей деятельности или за работу по исполнению профильных программ. То есть платят за то, что госСМИ и так должны освещать бесплатно, ибо они для того и создавались.

В общем, такой вот подарок. От души.

Yakutiamedia.ru

Оригинальный заголовок: Мнение Виталия Обедина о бесплатном СМИ в Якутии