Суть предупреждения проста: Смольный замахнулся на Закон о защите конкуренции (ч. 1 ст. 15 и ст.16), и связано это с намерением властей создать крупный информационный холдинг и единое городское предприятие по распространению прессы.
По сообщению Санкт-Петербургского УФАС, в городе планируется отменить конкурсы на организацию издательств районных газет и передать это дело объединенной редакции газеты «Районы. Кварталы». Также Комитет по СМИ хочет создать новый оператор распространения печатной продукции – сеть киосков по продаже прессы. В целом информационный холдинг Смольного должен быть сформирован в 2017 году, и войдут в него два телеканала, периодические печатные издания, включая общегородские с их сайтами и районные, 18 электронных СМИ, а также Медиацентр Правительства Санкт-Петербурга.
Все эти планы и вызвали активные возражения питерского УФАС. Его позиция вызывает массовую поддержку у всех, кто работает на медиарынке, т.к. уничтожение конкурентных отношений ведет неизбежно к падению качества функционирования рынка, к падению доходности и эффективности всей информационной системы. Радует то, что в питерском УФАС это понимают и что там решили остудить горячие головы в чиновничьем аппарате.
На этом фоне непонятна позиция московского УФАС, фактически закрывшего глаза на создание в Москве госпредприятия «Мосгорпечать», которое за счет бюджетных средств стало ставить собственные торговые объекты прессы вместо почти 3-х тысяч объектов, принадлежащих частным фирмам. В результате чего аренда объектов выросла многократно, экономика распространения прессы рухнула, объемы продаж газет и журналов упали, т.е. все беды функционирования госпредприятия проявились сразу. Эксперты отрасли весьма критично рассматривают эксперимент столичных властей по ликвидации свободного рынка прессы и созданию госструктуры за счет бюджетных средств.
Непонятно, почему все эти действия не заметили в московском УФАС. Здесь не нашли нарушений закона о конкуренции, а вот в Питере нашли.
Во всей этой коллизии непонятна позиция Федеральной антимонопольной службы. Именно ей нужно определиться и в конечном счете дать понять всем регионам РФ, в какую сторону двигаться при реформировании информационного пространства.
Продажа печатной продукции – это весьма низкорентабельный, а в условиях кризиса, я бы сказал, весьма рискованный бизнес. Это вам не добыча нефти или газа. Государству вмешиваться в этот бизнес нет никакого смысла, скорее, надо идти путем расширения рыночных свобод, снятия административных ограничений. Тогда распространение прессы станет доходным бизнесом, обеспечит появление новых рабочих мест и отчисление дополнительных доходов в бюджет.
Хотелось бы, чтобы эту истину кто-то понял в чиновничьих кругах и принял разумное государственное решение. Не надо декларировать поддержку малого бизнеса, а на деле уничтожать его всеми возможными способами. Остается надеяться, что в Питере уже это поняли.
Источник: блог Александра Оськина в Живом Журнале