По данным Ромир, в сентябре среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин потратил 528 рублей, что на 30 рублей больше, чем в августе. Тренд низкого чека наконец-то был прерван, однако по сравнению с прошлогодними значениями чек, даже без учета инфляции, все равно остается на слабых позициях. По сравнению с сентябрем 2015 года средний чек потерял 3,1%, сократившись с 545 рублей. Два года назад, в сентябре 2014. года, цифра была еще выше - 555 рублей. В глобальном масштабе ситуация со средним чеком по-прежнему оставляет желать лучшего, что, по мнению аналитиков Ромир, неудивительно на фоне падения доходов. Более всего средний чек вырос в гипермаркетах, что в Москве и Петербурге эксперты склонны объяснять также сокращением магазинов в стрит-ритейле и так называемых точек импульсного спроса.
«"Ночь длинных ковшей" в Москве была крайне разрушительна и стала большим ударом по малому и среднему бизнесу, - вздыхает Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП). - На протяжении многих лет бизнесмены, вдохновленные обещаниями Президента и Премьер-министра РФ о поддержке малого бизнеса, вкладывали свои деньги в создание торговых объектов, в технологии, в расширение ассортимента товаров и услуг в интересах москвичей и гостей столицы. Росли обороты, создавались новые рабочие места, увеличивались налоговые отчисления. В одну ночь по всей этой системе был нанесен удар разрушительной силы, без каких-либо возможностей апелляций и возвращения в бизнес. Сейчас в Москве трудно купить хлеб, молоко, цветы и прочие мелочи. Пенсионеры, у которых нет автомобилей, не могут доезжать до крупных супермаркетов, чтобы купить тот же хлеб или кефир, но чиновникам на все это наплевать. В итоге за год торговый оборот в Москве упал на рекордные цифры - почти на треть».
По оценкам Дениса Соколова, партнера, руководителя отдела исследований компании Cushman & Wakefield, на фоне общего падения потребительского рынка последствия «ночи длинных ковшей» могли показаться незначительными. Однако она знаменовала собой окончательный переход от либеральной модели розничной торговли, когда власти готовы были закрывать глаза на формальные нарушения ради обеспечения свободы предпринимательства, к консервативной, патерналистской модели, когда торговля разрешена только там, где она разрешена в явном виде.
«Сейчас времена изменились, мы видим, как постепенно хаотичная торговля выдавливается на периферию столицы, а новый закон о торговле, предусматривающий введение онлайн-касс, тоже должен рассматриваться именно в контексте делиберализации, - поясняет г-н Соколов. - С моей точки зрения, именно подобное метание между концепциями Москвы как торгового города, имперской столицы, Третьего Рима и города для горожан мешает ей обрести идентичность. Петербург, кстати, сегодня представляет разительный контраст с имперской чистотой московской плитки: именно активная торговая жизнь выделяет этот город, который в наименьшей степени пострадал от потребительского кризиса». Из либеральной эпохи, по словам Дениса Соколова, у потребителя сохранилась и привычка к тому, что бутылку воды, пиво или хлеб можно купить в любое время дня и ночи в любой точке города. «Теперь все постепенно привыкают к упорядоченной жизни, где не так много места импульсным покупкам, где все больше надо планировать заранее, - констатирует эксперт. - В совокупности со снижением реальных доходов это и дает те чудовищные 17% падения розничной торговли в Москве в 2015 году и 13% - в первые полгода 2016-го».
Эдуард Тишко, директор и управляющий партнер LCM Consulting, убежден: несмотря на жесткий формат ликвидации объектов так называемой нецивилизованной торговли, принятое решение в итоге оказало «значимый положительный эффект и своевременно подстегнуло ритейл и торговую недвижимость к эволюционному развитию в столичном регионе. С исчезновением нестационарных объектов торговой недвижимости ключевые сервисные операторы и частично стрит-фуд постепенно перемещаются в ТЦ, размещенные на территориях повышенного автомобильного и увеличенного пешеходного трафика, способствуя формированию в них более стройной концепции, ориентированной на FMCG и сегмент услуг. На этом этапе важную роль сыграла работа УК таких объектов, которые посредством строгого отбора сформировали новый tenant mix, максимально отвечающий современным запросам потребителей и требованиям рынка. При этом fashion-операторы, выбиваясь из новой концепции центров ежедневных покупок, постепенно переходят в полноформатные торговые и ТРК с более диверсифицированным предложением и очень органично дополняют недостающий, часто дефицитный состав модных галерей таких проектов. В итоге сформировавшиеся тренды способствовали более строгой концептуальной диверсификации ТЦ и возможности их эффективного заполнения даже в условиях кризиса».
С тем, что снос старых киосков дает шанс для развития торговых площадей нового формата, в которых можно приобрести продукты и товары первой необходимости, согласен и Штефан Цайзельмайер, генеральный директор ЕСЕ Russland: «Если мы посмотрим на опыт других стран, в Европе киоски, как правило, располагаются на многолюдных торговых улицах, в них можно приобрести газеты, сигареты, сувениры и бутерброды. Однако они не покрывают основной спрос покупателей в продуктах и товарах. С другой стороны, в Европе работают небольшие удобные магазины, где можно купить повседневные товары. Например, в Германии это так называемые "Лавки тетушки Эммы", которые пользуются популярностью в первую очередь благодаря удобному времени работы. Они хорошо знают потребности своих клиентов и всегда предлагают свежие и специально отобранные продукты для лояльных покупателей. Кроме того, они имеют в продаже то, чего не может предложить крупная торговая сеть».
Стакан воды
Пока же часть москвичей (а теперь и петербуржцев) называют проекты «новоформатной» торговли Нью-Васюками: на смену снесенному во многих локациях не пришло ничего, чтобы купить бутылку воды, нужно искать супермаркет, а быстро отремонтировать обувь или снять ксерокопию в центре Москвы стало практически невозможно.
В LCM Consulting парируют: снос объектов недвижимости с учетом предстоящего третьего этапа затронул около 100 локаций, при этом почти 82% из них в настоящий момент обеспечены торговыми площадями, как в формате торговых центров, так и в формате стрит-ритейла. Около 9% всех рассматриваемых локаций, по оценкам аналитиков компании, в принципе не требуют присутствия объектов торговли, находясь в тупиковых зонах и промышленных районах, и только 9% «освобождаемых» зон в недостаточной мере или вообще не обеспечены торговыми площадями. На части данных территорий возможно формирование стрит-ритейла в существующей жилой застройке и БЦ, а также во вновь возводимых зданиях, убеждены в LCM Consulting. В некоторых спальных районах перспективно строительство новых районных ТЦ, а в зонах спортивных объектов, например, рядом со стадионом «Динамо», актуальна организация «событийного питания» за счет размещения фуд-траков.
«Но пока проблема импульсного спроса не решается никак: действительно, купить разные мелочи попросту негде, - возражает Александр Оськин. - Курящие люди, которые выскакивали в соседний киоск и покупали пачку сигарет, вынуждены выезжать в супермаркеты и покупать уже не пачку, а блок или два, отчего потребление табака только усилилось. Репрессивными мерами по отношению к малому бизнесу недовольны все, включая политических деятелей и даже чиновников московского правительства: им тоже негде покупать хлеб и воду. Но торговые власти Москвы все это игнорируют, т.е. игнорируют интересы народа, и следуют неким своим идеологическим концепциям: очистить столицу от мелкой розницы, сделать ее стерильной, что создает все худшие условия для жизни».
Решить проблему, по мнению Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), просто: устанавливать объекты мелкой розницы именно там, где это необходимо потенциальным клиентам, получая разрешение на принципах уведомления властей. «Допустим, на каком- то потоке предприниматели решили поставить три лавки с хлебобулочными изделиями, но с отличающимся ассортиментом, - поясняет г-н Оськин. - Если все всё покупают, а торговля приносит прибыль, значит все верно, должны стоять три хлебобулочных объекта рядом. Не власти, а рынок должен регулировать торговлю на основании имеющегося спроса и предложения. Или, например, по европейским нормам киосков прессы должно быть из расчета один объект на 1000 жителей. Но в каждом микрорайоне в шаговой доступности от населения должны продаваться и пресса, и мороженое, и цветы, и молочная продукция, табак и хлебобулочные изделия. Но, повторяю, не на основании концепции чиновников и объема взяток, а исключительно исходя из спроса населения». Пока же, по словам Дениса Соколова, на рынке наблюдается появление экзотических концепций: «С одной стороны - бутик "Армия России", на другом конце - интернет-магазин "Воровской Ломбард"».
Обеспеченность торговыми площадями локаций, затронутых сносом объектов самостроя
Категория локации |
7 этап |
2 этап |
3 этап |
Итого |
Обеспечены торговыми площадями в достаточной мере |
91,49% |
64,29% |
84% |
82% |
Обеспечены торговыми площадями в недостаточной мере |
0% |
16,67% |
0% |
3% |
Нет торговых площадей, нужно обеспечить за счет нового ТЦ, формирования зоны стрит-ритейла или установки фудтраков |
4,26% |
3,57% |
12% |
6% |
Не нужно дополнять новыми площадями, так как нет достаточного спроса или не целесообразно |
4,26% |
21,43% |
4% |
9% |
Подземелье продавцов
Снос так называемых нестационарных объектов оказал влияние и на более крупные проекты у метро и в местах с высокой проходимостью. «Несмотря на историческую успешность и стабильность подобных концепций, прежде всего ввиду их расположения в зоне интенсивного автомобильного и увеличенного пешеходного трафика, даже такие объекты потребовали изменений, прежде всего в части обновления tenant mix, - соглашается Эдуард Тишко. - Так, нами как управляющей компанией ТЦ "Метромаркет" на "Пролетарской" и ТЦ "Метромаркет" на "Тимирязевской" было произведено обновление пула арендаторов. Объекты получили новое, соответствующее реалиям рынка наполнение и позиционирование, уйдя от привычного fashion к более актуальному и востребованному формату с акцентом на FMCG, public catering и сегмент услуг».
По словам г-на Тишко, в зоне обслуживания была увеличена доля общепита: в «Метромаркете» на ст. м «Пролетарская» в дополнение к KFC, обновленному до формата ресторана, и двухэтажному кафе «Му-Му», на 2-й этаж проекта была привлечена еще и «Шоколадница». А в «Метромаркете» на ст. м «Тимирязевская» уже имеющихся «Шоколадницу», пивной ресторан «Сварня» и суши-бар «Нами» дополнили KFC. Кроме того, в «Метромаркете - Пролетарская» была сформирована зона стрит-ритейла с отдельными входами с улицы. «Это позволило, во-первых, повысить внешнюю привлекательность объекта путем задействования витринного пространства по всей длине фасада здания, а во-вторых, увеличить трафик вдоль ТЦ за счет привлечения операторов с легко воспринимаемым ассортиментом, считает эксперт. - Операторами зоны стали салоны мобильной связи, аптека, магазины фермерских и экопродуктов». Денис Соколов поддерживает: потребительские привычки поменялись необратимо, а потребитель больше не будет требовать от продавца «здесь и сейчас». В итоге средние объекты на транспортных узлах будут проходить через реконцепцию позднее, когда старый формат окончательно изживет себя. «Но дело еще и в том, что после работы люди устают и хотят быстрее оказаться дома и потратить меньше времени на покупки, - напоминает Александр Оськин. - И да, даже лишние 15 минут, человеку кажутся непосильными, поэтому магазины должны быть как можно ближе».
Объекты второго этапа
№ |
Адрес |
Станция метро |
Что есть взамен |
ЦАО |
|||
1 |
Олимпийский пр., 10, стр. 7 |
Нет |
БЦ Diamond Hall + нужны дополнительные площади |
2 |
пл. Пречистенские ворота, 1 |
«Кропоткинская» |
Стрит-ритейл |
3 |
ул. Пресненский вал, 1/2, стр.2 |
«Улица 1905 года» |
ТЦ «Детский мир на Пресне», ТЦ «Электроника на Пресне», стрит- ритейл |
4 |
ул. Пресненский вал, 1/2, стр. 3 |
||
5 |
ул. 1905 года, 4 |
||
6 |
Звенигородское ш., 1, стр. 1 |
||
7 |
ул. Садовая-Сухаревская, 8/12, стр. 6 |
«Сухаревская» |
Стрит-ритейл |
8 |
ул. Коровинский Вал, 1, корп. 2А |
«Добрынинская» |
Универмаг «Добрынинский» |
9 |
Зубовский бул., 5, стр. 3 |
«Парк культуры» |
Стрит-ритейл, можно дополнить площадями |
10 |
Зубовский бул., 35, стр. 4 |
Нет |
Стрит-ритейл, не нужно дополнительного предложения |
САО |
|||
11 |
Ленинградский пр., 27, стр. 6 |
Нет |
Сформировать стрит-ритейл |
12 |
Ленинградский пр., 27, стр. 7 |
||
13 |
Ленинградский пр., 48/2, стр. 10 |
Нет |
Стрит-ритейл |
14 |
Ленинградское ш., 9, стр. 4 |
Нет |
Нет, нет спроса |
СЗАО |
|||
15 |
ул. Героев Панфиловцев, 1/2, стр.2 |
«Сходненская» |
ТЦ «Оранжевый Мир», стрит-ритейл |
16 |
Строгинский бул., 26, стр. 1 |
«Строгино» |
ТЦ, но нужно еще |
17 |
ул. Тушинская, 24 |
Нет |
Нет, нет спроса |
СВАО |
|||
18 |
ул. Костромкая, 19В |
«Бибирево» |
ТЦ «Александр Лэнд», «Миллион Мелочей», ТЦ «Оранжевый проспект», ТК «Гран Плюс», ТД «Дрезден» |
19 |
ул. Плещеева, 8Г |
||
20 21 |
Ярославское ш., 55, корп. 1, стр. 1 |
Нет |
Нет, не достаточно спроса |
ул. Снежная, 26Б |
«Свиблово» |
ТЦ «Свиблово», БЦ «Снежная 26» |
|
22 |
ул. Бутырская, 6, корп. 3, стр. 1 |
Нет |
Стрит-ритейл |
23 |
ул. Бутырская, 86Г |
«Дмитровская» |
Стрит-ритейл |
24 |
ул. Бутырская, 84А |
||
25 |
ул. Бутырская, 84Б |
||
26 |
ул. Декабристов, 17Г |
«Отрадное» |
ТРЦ «Золотой Вавилон», ТЦ «Мал» |
Одним из востребованных проектов, по мнению участников рынка, могли бы стать фуд-корты нового формата по типу бывшего фуд-корта у здания «Известий», а также кластеры фуд-траков и кофемобилей, к которым московские власти обещали де-юре потеплеть еще летом. «Я пока этого не наблюдаю, но да, чиновники немного засуетились, с учетом тотальной критики и жалоб и сверху, и снизу, - отмечает г-н Оськин. - Другое дело, что все эти косметические меры не должны никого вводить в заблуждение: в Москве продолжает уничтожаться малый и средний бизнес в интересах крупного ритейла и зачистки города от любой мелкой розницы. Столица ставит торговые объекты в ограниченном масштабе за счет бюджета и сдает их в аренду предпринимателям за большие деньги. Частное предпринимательство, которое до последнего времени работало в свободной форме, ныне этого делать не может: второй год осуществляется деприватизация на рынке и создание госпредприятия».
Тем же путем, по мнению г-на Оськина, решили в итоге в октябре пойти и в Петербурге, где исторически отношение к малым торговым форматам было более лояльным.
Учитывая, что смены власти до президентских выборов в обеих столицах не ожидается, негативный сценарий в отношении среднего и малого бизнеса продолжит развиваться, полагают собеседники CRE Retail. «Да, малый и средний бизнес будет по-прежнему уничтожаться, количество рабочих мест - сокращаться, объекты мелкой розницы, принадлежащие госструктурам, включая прессу, будут разорятся и закрываться объект за объектом, - вздыхает Александр Оськин. - На этом фоне будут расти протестные настроения у предпринимателей и населения. Хочется надеяться, что их услышат: без вмешательства федеральных властей в уничтожение малого и среднего бизнеса ситуация будет только ухудшаться».
* * *
СТАНИСЛАВ СУПРУНОВ, руководитель Комитета по экономической политике и городскому хозяйству Московского отделения «Опоры России»
- Продолжающееся сокращение количества ларьков в Москве в целом является позитивным процессом, способствующим улучшению внешнего вида и имиджа столичного города. Ведь несомненно, что столица должна быть комфортна для проживания и работы, экологична и архитектурно гармонична, не говоря уже о ее туристической привлекательности. Наличие множества ларьков, рассыпанных по улицам Москвы, противоречит всем этим критериям, превращая наш город в нецивилизованный рынок. При этом, в отличие от 90-х годов прошлого века, нет объективной необходимости в ларьках как в торговых точках шаговой доступности для жителей районов. На каждой московской улице уже есть достаточное количество стационарных магазинов, чтобы жители без очередей могли купить все необходимые продукты, хозяйственные и другие товары.
* * *
КРИСТИНА ХОЛЛО, создатель сервиса 605CREW
- Сомнительного вида постройки, конечно, никак город визуально не улучшали, но несли свой доступный функционал для потребителя. Многие проекты сошли с дистанции на время поиска подходящего места для аренды, которая в силу увеличения спроса, разумеется, стала еще менее доступной. Пока что очевидных решений в тех местах, где я часто бываю, незаметно, но альтернатива есть в пешей доступности. Очень не хватает мест так называемых маркеров улицы, района, города, которые создают ту самую атмосферу и подход в работе, отличающийся от сетевых проектов. Мне лично нравится, когда владелец кафе живет в том же районе, где и его бизнес: за успех и продукт отвечают не только прибылью, но и своим именем и лицом. В свою очередь, те же фуд-траки и кофемобили могут быть полезными, вспомогательными ресурсами для города в периоды большого трафика и помогут справиться с увеличенным потоком потребления на определенный временной период.
Иван Майоров
Источник: CRE Retail #41, ноябрь 2016