Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) обратилась за поддержкой в Минпромторг. Онлайн-торговцы просят разобраться, почему стоимость использования пластиковой карты при оплате покупок в стационарной рознице и в интернете так ощутимо различается. Представители банков, в свою очередь, объясняют разницу тарифов тем, что риски мошенничества на рынке онлайн-торговли несоизмеримо выше.
10 ноября АКИТ отправила письмо (есть в распоряжении «Известий») главе департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга Денису Паку. В обращении, подписанном исполнительным директором организации Артемом Соколовым, говорится, что сегодня стоимость услуги по оплате покупки пластиковой картой (эквайринга) колеблется в зависимости от типа торговли — для стационарных и онлайн-магазинов они отличны. Разные тарифы установлены банками-эквайерами даже для операций по картам различных международных платежных систем (Visa, MasterCard и т.д.), уточняет АКИТ в своем письме.
Так, размер эквайринга для стационарных магазинов с непродовольственными товарами варьируется от 1,4 до 2% за каждую покупку. А вот величина эквайринга в интернет-торговле намного выше — от 2 до 3,5% в зависимости от оборотов компании. При этом ставка в 2% доступна только ритейлерам с многомиллиардными оборотами, подчеркивают в АКИТ.
Размер эквайринга складывается из нескольких частей, самая крупная доля приходится на межбанковскую комиссию. Ее размер по своему усмотрению устанавливает международная платежная система.
«Отсутствие каких-либо правил для международных платежных систем на территории России приводит к тому, что этот рынок регулируется самими системами, причем данное регулирование является непрозрачным», — говорит АКИТ в письме.
Так, согласно открытым источникам межбанковская комиссия по картам MasterCard составляет 1,3% с каждой покупки в продуктовом магазине. Деньги за услугу торговое предприятие выплачивает банку. При оплате бензина аналогичный тариф несколько меньше — 1,2%, в предприятиях быстрого питания он составляет 0,5%. Самые высокие тарифы установлены для ритейлеров, продающих непродовольственные товары. Так, при оплате одежды, бытовой техники или электроники средняя межбанковская комиссия составляет 1,6%.
В организации обращают внимание на то, что только за 2015 год оплата эквайринга обошлась российским ритейлерам в сумму более 150 млрд рублей, а интернет-торговцам — в более чем 5 млрд рублей. Такие расчеты АКИТ сделала на основе открытых данных ЦБ и Росстата. Интернет-торговцы уверены, что речь идет о создании дискриминационных условий для продавцов непродовольственного сектора. АКИТ предлагает начать ограничивать ставки платежных систем и снижать их до максимального уровня в 0,3%.
В Минпромторге 15 ноября уже прошло первое совещание, посвященное этой проблеме, сообщили «Известиям» в АКИТ. До конца года состоится еще одно — планируется, что на нем будут присутствовать представители банков и платежных систем. Вчера ведомство не дало оперативных комментариев «Известиям».
Между тем юристы говорят, что практику по установлению банками разных тарифов нельзя назвать дискриминацией с точки зрения закона.
— Эти тарифы в соответствии с российским законодательством не подлежат регулированию государством, — сказал управляющий партнер юридической компании Law Office of Fedor Kozlov & Associates Федор Козлов. По его словам, в силу этих же причин на данную сферу правоотношений не распространяется и действие ст. 14.6 КоАП «Нарушение порядка ценообразования».
В то же время представители банков утверждают, что причины для установления разных тарифных ставок вполне реалистичны. Директор департамента развития сети терминалов самообслуживания СДМ-Банка Виталий Самаров говорит, что эквайринг в обычных магазинах сегодня предоставляют и сопровождают почти все банки.
— Это давно устоявшийся рынок. Соответственно, на нем уже установились правила игры. А интернет-коммерция, которая требует дистанционной оплаты, — новый рынок для банков, — подчеркнул он, добавив, что риски мошенничества в Сети намного выше.
С ним соглашается и гендиректор процессинговой компании «МультиКарта» (входит в группу ВТБ) Кирилл Свириденко.
— Комиссия, которую платежные системы устанавливают для банков за проведение трансакций в рамках интернет-эквайринга, как правило, на порядок выше. Это связано прежде всего с уровнем риска, — сказал Свириденко. — За счет этого проекты в Сети становятся более дорогостоящими, несмотря на отсутствие расходов по приобретению терминальных устройств.
Приведенные в пример тарифы для интернет-ритейла скорее применимы для малых и средних компаний с маленьким ежемесячным оборотом, подчеркнула директор департамента эквайринга банка «Русский стандарт» Инна Емельянова, уточняя, что в банках тарифы могут подбираться индивидуально.
В представительстве Visa и MasterCard оперативных комментариев не предоставили.
Евгения Перцева, Михаил Тегин
Источник: Известия
Оригинальный заголовок: Интернет-торговля сдает карты
Похожие новости: Зарубежным онлайн-магазинам придется платить НДС